Сносить нельзя помиловать. Поставит ли обмудсмен запятую в истории ларечников?

Магнитогорск. Магнитогорские представители малого бизнеса дошли до Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с просьбой рассудить их взаимоотношения с администрацией.

Разборки на высочайшем уровне

Находясь на Южном Урале в деловой поездке, бизнес-омбудсмен Борис Титов заглянул в Магнитку, чтобы разобраться в противостоянии городских властей и владельцев нестационарных торговых объектов (НТО).

Напомним предысторию вопроса. Чуть менее двух лет назад администрация Магнитогорска утвердила типовой договор на размещение НТО на территории города, однако предприниматели сочли его ограничивающим конкуренцию. Они обвинили городские власти в том, что те предусмотрели для себя возможность одностороннего отказа от договора, изменения арендной платы, а также запрет на размещение рекламы на НТО. Также представители малого бизнеса считают, что городские власти нарушают их права, не перезаключая некогда выданные договоры на размещение по причине того, что объекты располагаются в охранной зоне инженерных сетей.

Предприниматели обращались в прокуратуру, УФАС, дошли и до Уполномоченного при Президенте РФ с просьбой разобраться в их отношениях с городскими властями.

Свой визит в Магнитогорск и общение с профсоюзом предпринимателей «Магнитка бизнес» Борис Титов и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров начали с посещения одной из торговых точек города. Ее владелец пожаловался бизнес-омбудсменам на изменившиеся условия аренды, которые вынуждают собственника закрыть свой бизнес, ибо арендная плата за землю стала чрезмерно обременительной для него – около 9 000 рублей в месяц вместо 1 500 ранее. После того, как предприниматель решил расторгнуть договор аренды, пришло предписание о сносе объекта. Ситуация как с чемоданом без ручки: нести тяжело, сносить жалко.

Старые ржавые ларьки портили внешний вид города


Борис Титов напомнил, что, поступившее к нему обращение магнитогорских представителей малого бизнеса о притеснениях со стороны властей было перенаправлено им  в прокуратуру.

“Хотим четко разобраться и найти компромиссное решение, – подчеркнул он. – Потому что власти и здесь, и в областном центре понимают, что без развития предпринимательства прогресса в экономике не будет”.

Решит прокуратура

Пришедшие на встречу предприниматели обращались к омбудсменам с самыми различными жизненными ситуациями. Все их обращения Александр Гончаров фиксировал под запись: в Магнитогорск он прибыл по личному поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Глава региона попросил разобраться в сложных перипетиях отношений власти и бизнеса и доложить о ситуации на высоком уровне, чтобы принять взвешенные решения.

Несовершенство федерального законодательства приводит к тому, что в разных регионах России со стороны муниципальных властей наблюдаются различные подходы при размещении нестационарных торговых объектов, констатировал Борис Титов. Нет единства в терминологии, вопросах определения правил оформления прав на размещение киосков, сроков их размещения и расчетов оплаты.

При этом законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой  деятельности в Российской Федерации» и статьи 393.3 и 393.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли»), которые были подготовлены Минпромторгом России совместно с институтом Уполномоченного, уже три года находится на рассмотрении Государственной Думы. Депутаты обещают принять его уже в ходе декабрьской сессии, однако пока нет уверенности в этом.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей подчеркнул, что у института бизнес-омбудсменов есть право приостанавливать действие постановлений городских властей до вынесения решения суда, участвовать в проверках различных контролирующих органов и предпринимать другие действия для защиты представителей бизнеса от незаконного давления со стороны властей. Есть верояность, что этой возможностью он воспользуется и в Магнитогорске. Право же отвечать на вопрос, есть ли какие-то нарушения со стороны городских властей, оставим за прокуратурой и Следственным комитетом.

В разных регионах с НКО вопрос решают по-разному


Омбудсмен отметил, что ситуация в Магнитогорске не уникальная, сложные отношения между бизнесом и властью наблюдаются в Красноярске, Саратове. Бурные дискуссии возникали во время «ночи длинных ковшей» в Москве, однако там удалось найти компромиссное решение: получив компенсацию за добровольный снос киосков, не вписывающихся в облик столицы, большинство предпринимателей согласились пойти на эти меры.

Часть жизни или рудимент?

Возникшее было у меня сначала сочувствие к предпринимателям в процессе обсуждений все больше перерастало в недоумение. Все выступления владельцев НТО, магазинчиков, авторемонтных мастерских красной нитью объединяла одна мысль: мы работаем давно, и сами знаем, как надо вести свой бизнес, а тут понапридумывали законов исключительно с целью ободрать нас как липку, помешать торговать и получать прибыль. Причем, под одну гребенку гребли и федеральные законы, запрещающие торговать спиртными напитками в НТО и размещать их ближе 100 м от образовательных учреждений, и местные, касающиеся приведения в порядок архитектурного облика города.

При этом все чаще возникало ощущение, что предприниматели либо принципиально не собираются разбираться в тонкостях законодательства, либо не договаривают, переиначивают ситуацию на свой лад, воспринимая все моменты, когда закон расходится с их частными интересами, как личное оскорбление.

Среди выступавших были те, кто открыл свое дело недавно, отчасти стихийно: построил на частном приусадебном участке гараж, починил в нем машину, потом машину шурина, потом – машину друга шурина, коллеги друга шурина… а почему бы не организовать свою авторемонтную мастерскую, раз руки растут откуда надо?

Дело хорошее, сомнения нет, но почему бы сначала не разобраться и не сделать все по закону? Тем более, что есть в муниципальных органах власти специализированные службы, которые помогут и разобраться, и оформить все документы, и даже подскажут, как развивать свое дело, чтобы оно давало стабильную прибыль.

Однако, как часто бывает, предприниматели «от сохи» сперва начинают что-то организовывать, строить, открывать, не вдаваясь в тонкости и надеясь узаконить свою деятельность постфактум, а потом доходят Уполномоченного при Президенте РФ с жалобами на притеснения властей.

Были и те, кто начинал свой бизнес еще в начале 90-х и не хочет менять сложившихся с тех времен принципов. Однако прошли времена, когда притопывая валенками на морозе, коробейники с ярмарки на Курантах или на Новом Арбате покрикивали «Трусы, трусы, кому трусы!?» и чем ярче была расписная картонка над лотком, тем больше покупателей. С тех пор каждая из предпринимательниц сменила не одну шубу и не одну машину, но предложение поменять выцветшую и облупившуюся вывеску, в которую 20 лет назад были вложены деньги, воспринимает как удар по чести и достоинству.

Далеко не все ларечники смогли подстроиться под новые условия


Представители малого бизнеса ратуют за своих продавцов, которые «пойдут по миру» после закрытия ларька, но забывают упомянуть, в каких условиях работают их сотрудники. Они жалуются на требования привести свои торговые точки в надлежащий вид, но не упоминают, что те, кто выполнил это требование, имеют льготы по арендной плате на протяжении трех лет – своеобразной компенсации города за вклад в его внешний облик.

Одна из черт успешного бизнесмена – умение приспосабливаться к сложившейся ситуации, находить компромиссы и новые направления деятельности, а не сидеть на своем месте ровно, требуя чтить его интересы и «не резать малый бизнес». Мир меняется, меняется законодательство и принципы торговли: не только требования властей, но и взгляды покупателей, которые все чаще стремятся купить продукты в магазине, где больше уверенности в соблюдении сроков и условий хранения, да и сама атмосфера приятнее. Век ларьков с зарешеченными окошками шириной в бутылку водки уходит в прошлое, и быть может, это к лучшему. Те, кто смогли найти возможность встроиться в современные реалии, перевести бизнес на новые рельсы, отстроить комфортные павильоны и создать достойные условия как для покупателей, так и для своих же сотрудников, нашли свой путь к процветанию, те же, что цепляются за вехи прошлого, рискуют кануть вместе с ними.

Нужны ли Магнитогорску ларьки?

Юрий, работник ММК:

“Киоски нужны, потому что они работают круглосуточно, в отличие от магазинов. Когда едешь на смену к 7 утра, можно купить сигареты или что-то из еды”.

Олеся домохозяйка:

“Ларьки изжили свое. Там воняет куревом и грязно, продажа контрафактного алкоголя, нарушение сроков и условий хранения. Ужасные условия труда: антисанитария, в туалет ходить в ведерочко. Сейчас сетевые магазины на каждом углу, те, что большие, работают до часу ночи. Вполне можно планировать покупки”.

Ирина, менеджер:

“Удобно проезжая мимо на машине что-нибудь купить, но если ларек на остановке, то там машину оставлять нельзя по правилам. А вот пешим хорошо – и погреться, и не так страшно стоять одному, и прикупить чего-нибудь можно”.

Сергей Иванович, пенсионер:

“Я ничего не покупаю в ларьках, мне там ничего не надо: сигареты не курю, газировку не пью, а шоколадку внукам лучше в магазине возьму по акции”.

Екатерина, педагог:

“Среди покупателей киосков много детей, потому что ларьки по дороге и там много дешевых товаров. Идет ребенок со школы, у него есть пять рублей, и они ему карман жгут, а в ларьке жвачка по рублю, он купил, пять рублей потратил и счастлив”.

Наталья, служащая:

“По моему мнению, ларьки уходят в прошлое, сейчас весь этот товар есть в магазинах, и, зачастую, дешевле. Мне кажется, хорошо идут дела у тех, кто отошел от торговли пивом и сигаретами и перестроился на что-то новое: цветы продает, например, мини-пекарню, кофе-шоп открыл. Ну и когда заходишь в красивый, новый павильон, приятно, а в этих облупленных разрисованных граффити будках кто покупает? Даже не знаю…”

Exit mobile version