“МР” поговорил с недавним юбиляром Игорем ПАНОВЫМ о его профессии. Что привело Игоря Панова в мир театра? Какие встречи определили его творческую деятельность? Какие роли ближе артисту?
Без амплуа
Ведущего актера драматического театра имени Пушкина, любимца магнитогорской публики можно увидеть во многих спектаклях репертуара. Сложно даже представить себе, какие образы неподвластны обладателю широкого ролевого диапазона и завидного сценического обаяния. В череде воплощенных Игорем Николаевичем образов – мрачноватые Хлудов из булгаковского «Бега», Сильвио из пушкинского «Выстрела», непотопляемый Остап Бендер, псковский юродивый Фома из «Лавра» по Водолазкину. Мастер сцены перевоплощается то в остроумного шута, то в горделивого князя, умело подбирает нужные интонации для холодного саркастичного циника, а потом с тем же неподражаемым мастерством создает возвышенно-лирический настрой… Актерский опыт Игоря Панова включает десятки самых разных образов, которые невозможно вместить в прокрустово ложе какого-то амплуа. Над серьезными драматическими ролями работать всегда интересно, а комедийные близки по духу, признается артист, – потому что сам по себе он человек веселый, не обделен чувством юмора.
– Со временем начинает казаться, что материал ролей повторяется, что я уже где-то подобную ситуацию проживал на сцене, проигрывал, – рассказывает Игорь Панов. – Я очень много за свою жизнь сыграл комедий, и все равно, если мне попадается комедийная роль, я в ней ищу что-то такое, что еще не играл, что мне было бы интересно, в первую очередь. Стараюсь не идти по штампам, а находить что-то новое, опираясь на тот опыт, который у меня есть. Но бывают и спектакли, с какими еще не сталкивался, для меня это новый опыт. Последняя из моих серьезных работ была в спектакле «Лавр», роль юродивого мне выпала впервые, было довольно сложно, нужно было найти в этом материале что-то правдоподобное, чтобы понять его и потом явить на сцене. Работа в театре над этим спектаклем шла около трех лет, в том числе поиск материалов о русском Средневековье и о таком явлении, как юродство.
От противного
Трудно поверить, но когда-то известный актер собирался стать… аппаратчиком контрольно-измерительных приборов химического производства. Дело в том, что его родители работали в Стерлитамакском театре, он буквально вырос за кулисами.
– Все это я видел каждый день, театр не был для меня каким-то таинством, – вспоминает Игорь Николаевич. – Первой я получил техническую специальность, но когда проходил практику на заводе, мне совершенно не понравилось ходить вдоль стены из разных монометров, хронометров и снимать показания – это показалось очень скучным. Я попытался поступить в нефтяной вуз, но не прошел по точным наукам, понял, что я больше гуманитарий. И мама предложила: «Может, все-таки попробуешь на актерский, может быть, гены скажутся…» И я решил попробовать. Но даже когда поступил в Уфимский институт искусств, до конца не осознавал, что это за профессия, интерес к ней появился не сразу. Я и по сей день продолжаю ее открывать.
Игорю Панову довелось учиться на смешанном актерско-режиссерском курсе – таких набирают мало даже в столице. В уфимском институте этот курс был «заказным» – Уфимскому национальному молодежному театру имени Карима нужны были и режиссеры, и актеры. В театре две труппы: русская и башкирская, которые играют на разных языках. Поэтому на курсе учились актеры и для русской, и для башкирской трупп, которые были сведущи и в тайнах режиссерского мастерства.
«Адвокат» своих ролей
И все же актер становится настоящим актером только в театре, когда появляются большие роли, опыт взаимодействия со зрительным залом – только тогда приходит настоящее понимание профессии, говорит Игорь Панов. Такой первый и важный опыт подарил ему Уфимский молодежный театр, в котором он прослужил шесть лет и где в 2005 году познакомился с Сергеем Пускепалисом – режиссер ставил спектакль «Клинч» по пьесе Алексея Слаповского. Позднее именно на этот сюжет он снимет свою единственную режиссерскую работу в кино.
– В Уфе спектакль «Клинч» приняли на ура. Там впервые вживую играли и пели музыканты, тогда это было новаторством, – вспоминает Игорь Николаевич.
Знакомство с Пускепалисом не прошло впустую – Сергей Витауто заметил одаренного актера и пригласил его в магнитогорский драмтеатр – на роль в спектакле известного петербургского режиссера Льва ЭРЕНБУРГА. У Игоря Панова загорелись глаза – он знал, что поработать со Львом Борисовичем – большое счастье.
– В моей жизни было несколько знаковых для меня людей, которые меняли мои «координаты», и один из них – Лев Борисович, – рассказывает актер. – Встреча с ним заставила меня по-новому взглянуть на профессию, придала правильный вектор профессиональному развитию – думаю, это произошло со многими, кому повезло играть в спектаклях Эренбурга. На самом деле не так уж много режиссеров, с которыми «взахлеб» интересно работать.
Репетиции спектакля «Гроза» с Львом Эренбургом продолжались полгода и стали временем большого творческого поиска, который было жаль заканчивать. В результате получилось неповторимое сценическое действо, по сей день собирающее полные залы.
В «Грозе» Игорь Панов сначала репетировал роль Тихона, но в итоге режиссер увидел в нем Бориса. Однако отдельные идеи, которые нашли тогда вместе с партнерами по сцене для Тихона, «работают» в спектакле по сей день.
Важной вехой в творческой судьбе Игоря Николаевича стало и сотрудничество с бывшим главным режиссером магнитогорского драмтеатра Сергеем Пускепалисом, – в спектаклях «Блин-2» (Херсаче), «Женитьба Фигаро» (Фигаро) и других.
Такие режиссеры учат глубокому анализу персонажа, погружению в его психологию. Тогда работа приносит удовольствие, и актер на сцене излучает положительные эмоции – возможно, на этом и основан взаимный обмен энергией со зрителями, без которого, увы, нет радости ни зрителю, ни актеру. С «холодным носом», без азарта на сцену выходить нельзя, убежден Игорь Панов. Тем более, к вдумчивой, воспитанной на лучших театральных традициях магнитогорской публике.
– Русский театр, прежде всего, – психологический, это всегда исследование человеческой психологии и познание самого себя, – говорит Игорь Николаевич. – Через себя я понимаю обстоятельства, пытаюсь передать со сцены переживания, объем чувств, который испытывает мой герой. Всех, за очень редкими исключениями, своих персонажей я в большей или в меньшей степени люблю. Пытаюсь понять и оправдать каждого из них. Ведь даже отрицательные герои стали отрицательными, потому что с ними что-то случилось, и нужно понять и разобраться, в чем причина тех или иных их поступков.
И если такого «человеческого» содержания в спектакле нет, то его форма, какой бы фееричной она ни была, значит мало. И «попадает» он обычно в тех зрителей, которые пережили подобные истории. Ну а такого, чтобы спектакль понравился всем без исключения, не бывает: даже золотомасочная «Гроза» пришлась по вкусу не всем.
В разных ипостасях
С магнитогорским драмтеатром связаны и начало педагогической деятельности, и режиссерские опыты Игоря Панова. В его постановке в драме идут новогодние спектакли, комедия «Муж с того света», тепло принятая не только магнитогорской, но и самарской публикой. За плечами – опыт преподавания на актерском курсе магнитогорской консерватории, где студентами Игоря Николаевича были ныне известные артисты Иван ПОГОРЕЛОВ, Иоганн БИЛЛЕ, и опыт руководства театральной студией во Дворце творчества детей и молодежи, тоже замечательный.
Наверное, к педагогическим удачам Игоря Панова в некоторой степени можно отнести и успехи его дочери Вероники, которая не просто росла за кулисами, но и с детства выходила на сцену в спектаклях магнитогорского драмтеатра. Сегодня она, выпускница школы и театральной студии Правобережного центра дополнительного образования детей, где занималась под руководством Натальи КИРПИЧНИКОВОЙ, а также стипендиат Губернатора Челябинской области, мечтает посвятить себя актерской профессии. Родители – актеры Игорь Панов и Лира АНДРЕЕВА не сразу одобрили выбор дочери, но успехи Вероники убедили в том, что она на верном пути. На пути к любимой профессии, пусть непростой, порой жестокой, и все же невероятно интересной и счастливой.