«Без пятнадцати век» – это о 85-летии драмы, которое мы отмечаем в нынешнем сезоне. На этом вечере, который должен состояться 30 июня, ожидают официального торжественного вручения старейшему учреждению культуры города высокого статуса академического театра. Под стать дате и статусу выдался и сезон, под занавес которого магнитогорский драмтеатр стал главной площадкой ХХ Фестиваля театров малых городов, а его спектакль «Лавр»(18+) в постановке главного художника и талантливого режиссера Алексея ВОТЯКОВА был удостоен Гран-при известного всероссийского конкурса как «Лучший спектакль большой сценической формы». Следствием чего будет показ «Лавра» на столичной сцене.
Фестиваль стал для артистов, руководителей и специалистов театра не только возможностью «себя показать» в конкурсной программе, но и великолепным шансом «на других посмотреть». И каждому запала в душу какая-то постановка, увиденная на фестивале. Например, руководителя литературно-драматической части Наталию КЛИМОВУ по-хорошему поразила «Черная пурга» в постановке Филиппа ГУРЕВИЧА Новокузнецкого драматического театра – обладатель Гран-при «Лучший спектакль малой формы». На магнитогорской сцене этот режиссер поставил недавно «Старосветских помещиков», но это совершенно другой спектакль. Директору магнитогорского драмтеатра Евгению КЛИМОВУ по душе пришелся «Папа» Дмитрия АКРИША, поставленный Комсомольским драматическим театром – он тоже получил Гран-при. Заслуженную артистку России Надежду ЛАВРОВУ положительным эмоциональным зарядом и легкостью восприятия воодушевило «То самое» режиссера Андрея ШЛЯПИНА и Русского драматического театра «Мастеровые» из Набережных Челнов.
Для Алексея Вотякова неким образцом московского «большого стиля» стала мольеровская «Школа жен» Миндаугаса КАРБАУСКИСА Московского театра имени Маяковского:
– Это действительно очень точный, чистый, красивый, грамотный и очень профессиональный спектакль, – поделился впечатлениями на пресс-конференции по итогам фестиваля Алексей Васильевич. – В то же время он очень живой, там здорово работают артисты, и там очень хороший текст – новый перевод.
Надо сказать, что и артистам известного столичного театра очень понравилось гастролировать в Магнитогорске: отлично подошла площадка, прекрасно сложилось сотрудничество с коллективом магнитогорского драмтеатра, порадовал зритель. С Магнитогорском у Театра Маяковского есть и общие воспоминания: в 1931 году на сцене Театра Революции – такое имя он тогда носил – шла пьеса Александра Завалишина «Стройфронт» о строительстве магнитогорской Первой плотины, написанная одним из первых советских драматургов в нашем городе.
А заслуженный артист России Юрий ДУВАНОВ после просмотра «Ксении Петербургской» режиссера Дмитрия ЕГОРОВА по пьесе Вадима ЛЕВАНОВА Великолукского драматического театра остался с размышлениями об увиденном. Как с точки зрения театрального искусства раскрыть зрителю героиню-святую, верно понять истоки ее невероятного для сегодняшнего дня подвижничества? Размышления актуальны и потому, что история, положенная в основу спектакля, схожа с сюжетом «Лавра» по роману Евгения ВОДОЛАЗКИНА, поставленного на сцене магнитогорского драмтеатра.
Показать спектакль, пусть уже вошедший в лонг-лист «Золотой маски», всей театральной России – особая ответственность. Но «Лавр» «сделал свое дело» и получил очень живой и заинтересованный отклик у театральной публики – подготовленной, всегда острее реагирующей на сценическое действо. Свидетельством тому стала и дальнейшая обратная связь – на протяжении всего фестиваля к нашим артистам подходили коллеги из театров других городов и благодарили за постановку. А известие о том, что «Лавру» присудили Гран-при, участники фестиваля встретили овациями и приветствовали наш театр стоя. Кстати, магнитогорская драма уже в третий раз участвовала в данном форуме – на самом первом магнитогорцы побывали с «Варшавской мелодией», на третьем – с «Вишневым садом», оба спектакля для города и театра очень памятны.
Обсуждение жюри спектакля «Лавр» происходило в доброжелательном тоне, между тем, как и должно быть на авторитетном конкурсе, не обошлось без столкновения мнений, что сделало его еще интереснее. Не всем оказался близок «житийный» материал романа Водолазкина, тем не менее, члены жюри в любых условиях оставались профессионалами высокой пробы, а потому предметом оценки было именно сценическое воплощение. Ни один из критиков не был равнодушным к «Лавру», а в целом жюри отметило высокий профессиональный уровень спектакля и великолепную актерскую игру. Александрина ШАКЛЕЕВА, на фестивале увидевшая «Лавр» во второй раз (она уже смотрела спектакль в качестве эксперта «Золотой маски»), подчеркнула, что столь масштабное сценическое полотно невозможно глубоко осмыслить и проанализировать сразу после показа – для этого необходимо время. Поэтому, не исключено, что на наш спектакль еще последуют рецензии в театральных изданиях.
Возможно, в недалеком будущем «Лавр» будет представлен и на других театральных фестивалях. Впереди у обладателя Гран-при ФТМГ – Москва, вероятно, там магнитогорскую постановку увидят будущей весной. Что касается площадки, здесь возможны варианты.
– Многие спектакли, и «Лавр» – не исключение, требуют особых условий, – пояснил директор МДТ имени Пушкина Евгений Климов. – Например, «Власть тьмы» как спектакль малой формы должен был пройти во Дворце культуры металлургов имени Орджоникидзе, но там нет люков-провалов, поэтому играли его на площадке нашего театра, а «Папа» переместился во Дворец Орджоникидзе. То же и с «Лавром»: у нас диаметр поворотного круга сцены достаточно большой – четырнадцать метров, используются все технические возможности. И прежде чем ехать в Москву, мы должны понять: сможем ли мы в Театре Наций показать свой спектакль или это будет какая-то другая площадка, большая по размерам – таких немало в столице.
Кроме того, подана заявка на получение гранта для осуществления гастрольной поездки «Лавра» по городам России, и если средства будут выделены, возможно, спектакль будет показан в несколько измененных вариантах ввиду неполного соответствия театральных площадок.
В целом ХХ Фестиваль театров малых городов показал, что театр, как «зеркало» общества, отражает сегодня проблемы, которые волнуют людей, в наше переломное время занимается поиском ответов на важные вопросы человеческого бытия. В пользу этого говорит и тот факт, что поток зрителей в театры в последнее время заметно возрос. И такие спектакли, как «Лавр» магнитогорского драмтеатра, – один из шагов на пути поиска вектора духовного развития и осмысления исторической роли России, без чего будущее наше невозможно.