Запретить или не запретить? Как родителям относиться к «гаджетомании» детей

Магнитогорск. «В наше время такого не было», – знакомая фраза, не правда ли? Время идёт, меняются и «игрушки» каждого нового поколения. И пока ещё не стали родителями люди, которые знакомы с информационными технологиями с пелёнок, для отцов и детей актуальным останется вопрос «гаджетомании».

Если ещё с десяток лет назад это понятие не было так распространено и применялось исключительно в отношении детей, увлеченных ПК, то сейчас большинство технических устройств имеют доступ к интернету и виртуальным развлечениям. Получается, что персональный и планшетный компьютеры, ноутбук, смартфон, музыкальный плеер, игровая консоль и даже телевизор таят в себе угрозу для вашего чада… Так ли это на самом деле? И что делать родителям, если на пути их взаимоотношений с ребёнком вдруг встал пресловутый гаджет?

Будем разбираться

По данным исследования «Растим детей в эпоху Интернета», проведённого «Лабораторией Касперского» в 2016 году, Россия обгоняет США и Европу по показателю интернет-увлечённости. 56 процентов детей ежедневно находятся в Сети, причём у взрослых эта цифра составляет 53 процента.

А результаты статистического исследования Nielsen показали, как пользуются техническими устройствами, преимущественно планшетными компьютерами, дети младшего школьного возраста.

Как показывает статистика, гаджеты действительно являются неотъемлемой частью жизни наших детей.

Как быть?

Чтобы получить мнение эксперта и практические рекомендации по использованию технических устройств ребёнком, наша редакция обратилась к педагогу-психологу Алине Чинючиной:

«В отношении использования гаджетов детьми сразу встаёт вопрос — какого возраста ребенок? Для малышей ситуация будет совсем другой, чем для подростков.

Мнения психологов очень сильно разнятся — от полного «нельзя совсем» до «это современная жизнь, она такова, и с этим приходится считаться»

Моя позиция в этом вопросе такова:

Мое мнение — до пяти лет гаджеты не нужны совсем. Прежде чем получить в руки устройство, ребенок должен овладеть навыками игры, своим телом (бег, прыжки, велосипед, коньки, лыжи, дворовые игры) и научиться выполнять какие-то обязанности (это то, что называется трудовым воспитанием).

Исключение –  возраст 5-7 лет. В небольшом количестве могут присутствовать развивающие компьютерные игры, направленные на работу с речью, фонематическим слухом, памятью, вниманием. Но желательно, чтобы прежде ребенок научился говорить, слыша речь родителей. По ограничению во времени – мнения разные. Я думаю, что для деток этого возраста использование гаджетов не должно превышать одного часа в день с перерывами. Для младших школьников – полтора часа.

Мультфильмы тоже могут присутствовать. Однако они не должны заменять игровое пространство, у ребенка обязательно должно оставаться время побыть наедине с собой. Так он учится себя занимать.

Определить норму для подростков очень сложно, ведь гаджеты могут быть использованы не только для развлечения, но и для учёбы. В целом, врачи рекомендуют не более 2-3 часов в день с перерывами, однако надо помнить, что, в основном, общаются они в соцсетях, и это для них действительно важно.

Что же касается игр, то для детей постарше неплохи бывают сюжетные или интеллектуальные игры. Однако с опаской следует относиться к персонажным играм, они могут заменить ребёнку реальный мир. Категорически не советую «стрелялки» и другие игры с осуществлением насилия».

А что скажет мама?

«Я категорически против изолирования ребёнка от использования гаджетов», – рассказывает мать двоих детей Алеся Прокопьева. Это часть современного общества и мы должны с этим смириться. Технологии процветают во всех сферах жизнедеятельности, активно развивается цифровая экономика, и потому понимаю, что моим детям предстоит жить и работать в обществе, которое зациклено на компьютерах, планшетах и смартфонах.

Моя задача, как родителя, не оградить ребёнка, а научить его правильно пользоваться гаджетами и адекватно воспринимать информацию, которая там может быть представлена. Ребёнок непременно должен осознавать, какую пользу несут технические устройства. Так, например, когда я помогаю своему старшему шестилетнему сыну выполнить какие-либо задачи, мы не боимся обратиться за помощью к интернету. Задаем вопрос и получаем ответ: правильный и быстрый. Поиск полезной информации – это непременно то, чему родитель должен обучить ребёнка как пользователя ПК.

Что же касается времени, то у нас с сыном есть договорённость, что в день у него есть час: два раза по 30 минут. Он сам следит за этим, и главным я считаю самостоятельный контроль детей и способность вовремя остановиться, выключить планшет и заняться другими делами.

Главный вред я вижу даже не столько во времени, проведённом за техническим устройством, сколько в том безграничном информационном потоке, который предоставляют гаджеты и интернет. Поэтому я считаю, что в ситуации с детьми главное не запреты, а воспитание грамотного пользователя».

Каков ответ?

В наше время абсолютно исключить участие гаджетов в жизни детей невозможно, да и не нужно. Как показывают мнения экспертов и родителей, важно не запретить, а научить. Чаще проводите время с ребёнком, говорите на разные темы, в том числе и о том, что его привлекает в гаджете.

Так вы сможете разобраться в том, чего именно ему не хватает, и помочь правильно организовать информационный процесс. Любовь к ребёнку, уважение его интересов и личного пространства, как всегда, актуальны и верны в решении любых вопросов, даже в отношениях с гаджетами.

Exit mobile version