Магнитогорск. О водителе горкома комсомола 1970 – 91 годов Анатолии Раптанове рассказал первый секретарь горкома ВЛКСМ с 1977 по 1982 год Александр Савицкий.
Во время войны люди гибли не только на военной линии фронта, но и на трудовом фронте. Михаил Алексеевич, отец Анатолия Раптанова, оставленный как лучший механизатор на брони в сельском хозяйстве, умер от непосильного труда на рабочем месте. Мать, Екатерина Кадимовна, стала инвалидом труда.
Хватало работы и младшим членам семьи. В 1958 году Толя поступил в Верхнеуральское училище механизаторов сельского хозяйства, которое с отличием окончил в 1959 году, став специалистом широкого профиля. Одновременно, как отличника учебы, его направили на водительские курсы, где он освоил вождение легкового и грузового автомобиля.
Получив в управление новый трактор «Беларусь», Анатолий начал трудовую деятельность в Милицейском отделении Агаповского совхоза.
Потом три с лишним года – с 1960 по 1963 – Раптанов служил в войсках ПВО в Сибири, возил ракеты на боевые позиции на автомобиле марки ЗИЛ-157 со специальным прицепом длиной 24 метра. После года службы стал возить на автобусе офицерский состав.
После демобилизации Анатолий Раптанов по рекомендации друга был принят на работу в магнитогорский таксопарк водителем. Ему доверили возить директора метизно-металлургического завода Вениамина Гутника.
Доводилось совершать и междугородные рейсы. Однажды, возвращаясь из Челябинска с церковным батюшкой, неподалеку от деревни Арси услышал крики о помощи, раздававшиеся из кабины автокрана, стоявшего на обочине дороги. Анатолий Михайлович, выбежав из машины, распахнул двери автокрана и увидел испуганную растрепанную девушку. Это была студентка педагогического института, приехавшая на уборку овощей. Анатолий Раптанов спас ее от насильника.
Ответственный и неравнодушный водитель был избран секретарем комсомольской организации таксопарка, которая насчитывала 29 человек. Из числа ее членов были созданы комсомольско-молодежные экипажи, и они отличались от других не только соответствующей надписью на крылах автомобилей.
Вспоминает, как сажали в свободное от работы время деревья в парках. Как лихо распространяли таксисты билеты ДОСААФ в пору руководства магнитогорской организацией Василия Муровицкого. Как участвовали в составе команды Челябинской области в авторалли. Трасса протяженностью 2300 км пролегала по Свердловской, Тюменской, Челябинской областям, контрольный пункт был, в том числе, у памятника Владимиру Ленину в центре Магнитогорска.
В то время в горкоме комсомола заведующим организационным отделом работал Геннадий Свентицкий. Он часто обращался к секретарю комсомольской организации таксопарка Раптанову по поводу оказания транспортных услуг, так как своего транспорта в горкоме и райкомах не было.
Служба Анатолия Михайловича в горкоме комсомола продолжалась до конца 1991 года. За это время он работал с восемью первыми секретарями: Н.О. Гуржием, Ю. В. Мироновым, А. Г. Чершинцевым, А. Л. Савицким, С. С. Чудиновым, А. Г. Аникиным, В. И. Лукьяновым, И. С. Кадошниковым.
Никто из секретарей горкома не знал, когда готовил свою машину к работе Анатолий Михайлович. Заканчивался рабочий день, и он брался за своего железного коня. И никто и никогда не слышал от него жалоб. Однако он был готов исполнить любые поручения в любое время дня и ночи. Только в Челябинск приходилось ездить несколько раз в неделю! Он был под стать горкому, в котором служил, о котором еще Борис Ручьев писал: «Зяб ты с нами и парился с нами на ветру, комсомольский горком!».
Во время работы в горкоме он окончил сначала десятилетку в вечерней школе, затем вечерний техникум и, по существу, был самым интеллектуальным водителем в Доме Советов.
После прекращения деятельности ВЛКСМ Анатолий Михайлович некоторое время работал шофером у директора ОАО «Домостроительный комбинат», в 1997 году перешел в лицей РАН, где также заявил о себе как о высококлассном специалисте. Там Анатолий Раптанов умело руководил автопарком лицея. Работа не прекращалась и летом, когда появился детский лагерь «Пилигрим».
Всем было хорошо рядом с этим надежным работящим человеком, который вкладывал всю душу в свой труд. Для многих Анатолий Михайлович был примером. Он трудился до семидесяти лет, оставив благодарную добрую память у всех, с кем работал, и по сей день он за рулем.
От имени поколения тысяч комсомольцев и пяти тысяч лицеистов приносим ему искреннюю и сердечную благодарность.