Английский язык: школа или репетитор? Какой путь выбрать, чтобы ребенок освоил предмет

Магнитогорск. Еще несколько десятилетий назад обучение ребенка английскому языку считалось чем-то элитарным.

Теперь же это дело обычное и, как показывает практика, очень даже нужное. Иностранный язык является не только обязательным школьным предметом, но и востребованным средством коммуникации. В век развития информационных технологий заводить новые знакомства гораздо проще, чем кажется: достаточно лишь войти в Интернет и зарегистрироваться в социальных сетях. Пара кликов – и ваш ребенок уже нашел друзей по переписке из самых разных уголков мира.

Где изучать английский − вопрос, на который многие родители ищут ответ. Количество языковых школ, курсов, а также людей, называющими себя репетиторами, растет с каждым днем.

Как сделать правильный выбор и не ошибиться с вложением в будущее детей? Что выбрать − индивидуальные или групповые занятия? Попробуем разобраться.

Готовьте кошельки…

Сегодня в Магнитогорске более 30 организаций предоставляют дополнительное языковое образование, среди них учебные центры, школы и курсы. Стоимость одного академического часа (45 минут) варьируется от 150 до 200 рублей. Цена за такое же время у репетитора − от 250 до 500 рублей.

Средняя стоимость обучения английскому языку ( руб./ академ. час)


«Мой сын посещает школу английского уже второй год, − рассказывает Анна Кузнецова. − Занятия проходят три часа в неделю, не считая дополнительного часа в случае отсутствия по уважительной причине. Это очень удобно. В группе от 10 до 12 человек. Педагоги правильно распределяют время, чтобы уделить внимание каждому ребенку, увидеть, усвоил ли ученик материал. В школе действительно есть гарантии компетентности учителя, а репетитор в этом отношении – большой вопрос! Здесь дети развивают кругозор, творческие способности, коммуникативные навыки, учатся не только слушать, но и говорить, воспринимать на слух ошибки в правильности произношения. Кроме изучения английского они узнают историю, традиции, особенности иной страны. Дети из старших групп имеют возможность выезжать за границу с целью интенсивной языковой практики. Мне особенно нравится творческая включенность в процесс обучения. Например, в нашей школе традиционно отмечается праздник Хэллоуин, к нему мой сын готовится с удовольствием. Ему восемь лет, и уже сейчас, благодаря групповым занятиям, он с легкостью выполняет домашнее задание общеобразовательной школы по иностранному языку. К тому же в конце каждого учебного года проходит итоговое родительское собрание с открытым уроком… Здесь мы видим, что педагоги работают на результат и наши деньги потрачены не напрасно».

Тем не менее, немалая часть родителей отдает предпочтение репетиторам. 

«Когда мой сын учился в одиннадцатом классе, он сам изъявил желание “подтянуть” уровень английского, чтобы чувствовать себя увереннее на итоговых контрольных. Но занятия ему настолько понравились, что сын продолжает обучение, уже став студентом, − делится впечатлениями Наталья Лукьянчикова. − За один час (60 минут) мы платим 500 рублей. На момент обучения сына в общеобразовательной школе педагог затрагивал темы, перекликающиеся с общей учебной программой: много времени уделял грамматике, сейчас же больше тренирует практический аспект».

Мнения экспертов

Обучение – процесс, успешность которого зависит от множества факторов. Родителям необходимо сопоставлять внешние и внутренние аспекты: возраст ребенка, его мотивацию, базовые знания и самое главное – цель. Зачем ему требуется английская школа или репетитор?

О важности целеполагания говорит учитель высшей категории МОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка со второго класса» Алла Чурилова:

«Образовательная программа любой школы – это обязательный минимум, который ученик должен усвоить. Дополнительное образование в рамках нашего города − это языковые школы, которые дают языковое образование вне программы школьного федерального перечня учебников. Там непосредственное обучение иностранному языку строится на аутентичных английских учебниках и дает дополнительные знания к тому минимуму, который дети должны усвоить в общеобразовательной школе. Если ребенок спокойно осваивает программу на оценки “4” и “5” в общеобразовательной школе, это уже говорит о его готовности обучаться в языковых школах дополнительного образования. Ученик уже знает минимум, может получить и усвоить знания более высокого порядка. Языковые школы, которые работают в городе уже около 10-15 лет, как раз и признаны улучшить знания детей, дополнить их и дать ребятам тот уровень, который они не получат в обычной школе. Благодаря материально-техническому обеспечению языковых школ: учебно-методическому комплексу аутентичных изданий, возможностям зарубежных поездок под руководством своего учителя, а также общению с носителями языка (через онлайн-платформы или же непосредственно на занятиях) ученик расширяет границы своего общения и значительно улучшает и повышает уровень английского языка. Английские школы готовят к сдаче международных экзаменов на определение уровня языка…

Но! Если ваш ребенок желает подготовиться именно к государственным экзаменам – ОГЭ и ЕГЭ, “подтянуть” оценки, необходимо отдать предпочтение репетитору, причем опытному. Тому человеку, который хорошо знаком с заданиями и сможет пройти с вашим ребенком систему «нарешивания», поможет подготовиться к экзамену на выходе из общеобразовательной школы».

Влияет ли количество часов на одного обучаемого в процессе овладения иностранным языком? На этот вопрос отвечает кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка МГТУ имени Носова Юлия Барышникова:

«Если сравнивать групповое и индивидуальное обучение английскому языку, я бы рекомендовала остановить выбор на занятиях с репетитором. В группе несколько человек, значит, организационно ученику в должной мере не обеспечивается одно из главнейших условий овладения иностранным языком – плотность общения, как если бы он занимался с репетитором, который и будет являться собеседником. Кроме того, если ученик что-то не понял, репетитор ему сразу все объяснит, а это просто необходимо в процессе обучения. Как показывают хронометражи уроков иностранного языка, если в группе 15 учеников, каждый из них за учебный год имеет не более двух часов активной речевой практики. А ведь именно этот аспект очень важен, поскольку способствует формированию коммуникативной компетенции, что является основной целью обучения».

Есть ли альтернатива?

В век научно-технического прогресса и информационных технологий Интернет кажется настоящей панацеей. Действительно, существуют сотни бесплатных сайтов и приложений, посвященных изучению английского языка.

Большинство из них основаны на ассоциативном подходе, если мы говорим о детях дошкольного и младшего школьного возраста. К примеру, это сопоставление картинок с подходящими лексическими единицами или составление предложений при помощи уже знакомых слов.

Для детей постарше существуют программы, способствующие тренировке грамматических явлений, отработке словарного запаса и т.д. При наличии огромной силы воли и мотивации учащегося освоить материал самостоятельно возможно, однако времени на поиск достойных платформ и подходящих методик уйдет немало.

Онлайн-сервисы и мобильные приложения – отличное дополнение к той или иной форме обучения английскому языку, однако охватить все аспекты речевой деятельности и коммуникативной компетенции можно лишь в совокупности с процессом «живого» обучения. Как вариант – консультации по видеосвязи с учителем или носителем языка. Однако цена не будет заметно  отличаться от обычного индивидуального занятия.

Как быть?

Прежде всего стоит хорошо обдумать результат, которого вы и ваш ребенок желаете достигнуть в процессе и после окончания обучения английскому языку. Взвесить все ЗА и ПРОТИВ, а лучше − дать возможность ребенку попробовать свои силы в разных формах учебного процесса. Неизменными показателями качества, конечно же, являются компетентность и заинтересованность педагога, а остальные показатели успеха зависят от учащегося, его мотивации и индивидуальных особенностей. Как дорога возникает под ногами идущего, так и English дается тому, кто искренне желает на нем speak. What about you?

Exit mobile version