Громогласовы: династия священнослужителей. В Магнитогорске живут потомки канонизированного протоиерея Михаила Громогласова

Магнитогорск. Канонизированный Русской православной церковью за границей священномученик Михаил Громогласов до сих пор не получил должного признания на Родине. Он известен не только как настоятель храма, но и как активный просветитель. 

Еще десять лет назад о корнях отца Михаила мало что было известно. Из какой он семьи? Кем стали его потомки, которых не пощадила революция и последующие события? Эти вопросы долго оставались без ответов. И вот долгожданное знакомство состоялось. Мой гость – Александр Савельев, его прадед − брат Михаила Николай Дмитриевич Громогласов. Семейные предания и легенды Александру Матвеевичу поведала его бабушка Валентина Николаевна Савельева, она − родная племянница знаменитого протоиерея. С ее слов и воспроизведена история семьи Громогласовых. Александр Матвеевич обратил внимание на то, что спустя столетие о Михаиле Громогласове помнят не только в Башкирии и Верхнеуральском районе, но и далеко за их пределами. Несгибаемому протоиерею воздают честь и хвалу внуки и правнуки тех, кому он помогал.

(Окончание. Начало в «МР» от 17 октября 2018 года.)

«Удивительно, что тема его подвига не забывается, − говорит Александр Матвеевич. − Ее никто не инициирует сверху, она просто живет и вновь возвращает нас к тем временам, когда он погиб за веру».

Сестры Громогласовы


Мощные корни

Михаил Громогласов родился 4 ноября 1863 года в семье псаломщика Дмитрия Афанасьевича в селе Левашово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Местный помещик Левашов отстроил новый храм, при нем и служил Дмитрий Афанасьевич. Он успел открыть две церковно-приходские школы − мужскую и женскую. Причем работал с ребятней старший Громогласов безвозмездно. Труд его не остался незамеченным, и Дмитрий Афанасьевич был вначале рукоположен в сане диакона, а затем и священника в церкви села Мелеуз.

В издании «Мученики и исповедники Оренбургской епархии» этот период жизни отца канонизированного священника описан очень подробно. Приехав в Мелеуз, Дмитрий Афанасьевич горячо взялся и за свой пасторский труд, и за просвещение прихожан и их детей.

В его приходе было 375 душ новокрещеных чувашей и татар. Поначалу отец Дмитрий школу для мальчиков открыл в собственном доме. Приходилось пробиваться через серьезные испытания: самого батюшку били, хозяйство разоряли. Но «сеять разумное, доброе, вечное», видно, у Громогласовых в крови.

Семья была многодетной, жили трудно. И плоды труда отца Дмитрия стали заметны не сразу, а спустя десятилетия. Переводили его из одного прихода в другой дважды. И везде он принимался за просвещение молодежи, боролся за чистые души, вселял в них веру и уверенность. На последнем месте служения в возрасте 52 лет умер от паралича.

Дети и внуки сестер Громогласовых


Ежедневный духовный подвиг отца не мог остаться незамеченным. Сыновья Дмитрия Афанасьевича, по некоторым сведениям, три старших − Дмитрий, Михаил и Николай − закончили Уфимскую духовную семинарию. А всего у Громогласовых было пятеро сыновей. Младших звали Петр и Иван. В семье было еще две дочери, но о них никаких сведений не сохранилось. Ничего не известно и о судьбе матери семейства Прасковье Никитичне. Одним словом, революцию Громогласовы встретили, будучи уважаемым и известным кланом служителей веры.

Николай Громогласов

«О своем прадеде я знаю со слов бабушки Валентины Николаевны, − говорит Александр Матвеевич. − Мне особенно запали в душу ее рассказы о том, как Николай Дмитриевич закончил свой мирской путь. Служил он священником в поселке Верхнекизильский Верхнеуральского уезда, что находится между Магнитогорском и Верхнеуральском».

В той же книге о мучениках и исповедниках Оренбургской губернии говорится о его усердной службе и попечительстве. В голодные годы он возглавил местное попечительство, как мог, помогал голодающим. От большевиков немало пострадал.

Есть домашняя легенда, согласно которой поселок Верхнекизильский, в котором жил и служил Николай Дмитриевич, находился в дневном пешем переходе от Верхнеуральска. Частенько останавливались там этапы с заключенными. И батюшка приглашал их во двор, старался обогреть и накормить бедных узников, выгнав предварительно охрану.

В.Н. Савельева (Громогласова)  сестры, дети, внуки


«Бабушка моя училась в гимназии в Верхнеуральске и жила в семье Михаила Громогласова, − рассказывает Александр Матвеевич. − Она вышла замуж за моего деда Фирса Ильича Савельева. Жили они какое-то время в Сабановке, где дед был первым председателем сельсовета. А затем перебрались в поселок Среднеуральский под Магнитогорск. Здесь состоялась ее последняя встреча с отцом, Николаем Дмитриевичем. Он с семьей был сослан в Тобольск, но потом их почему-то привезли в теплушках  в Магнитогорск, на стройку. С ним была жена и две малолетние дочери Нина и Тоня. Приезд священника в Магнитогорск вызвал небывалый ажиотаж, к нему стали за благословением, за добрым словом идти люди отовсюду – из Магнитогорска, из окрестных деревень. Это очень напугало энкавэдэшников, и Николай Дмитриевич с супругой были вновь этапированы в Тобольск. А две девчушки-сестренки так и остались жить в семье моего деда».

В Тобольске умерла супруга Николая Дмитриевича Раиса Васильевна, сам он был водворен в тюрьму Челябинска, где заболел туберкулезом. Был отпущен в Магнитогорск к дочерям, его привезли сюда монашки. Вскоре он здесь умер.

В Магнитогорске живут потомки Николая Громогласова, внуки и правнуки его дочерей. Они живо интересуются историей своего знаменитого семейства, собирают все сохранившиеся сведения.

Примечательно, что ничего не знают родственники о судьбе девяти детей Михаила Дмитриевича. По существующим данным, два сына эмигрировали за границу. Больше ничего о них не известно.

Петр Громогласов

Узнать о жизни еще одного из священников Громогласовых нам позволили клировая ведомость Казанско-Богородицкой церкви Полтавского поселка 1916 года, «Оренбургские епархиальные ведомости», книга Н.А. Шибанова «Казачья Голгофа». Согласно этим источникам, Петр Громогласов родился 15 июня 1867 года в семье священника. «По увольнении из класса Уфимской духовной семинарии определен 23 сентября 1883 года в село Пономарёво Уфимской епархии и уезда на должность псаломщика».

Служил отец Петр в селе Кузьминовка Стерлитамакского уезда, затем в селе Покровское-Дурасово. Был переведен в Оренбургскую епархию и определен экономом в Оренбургское епархиальное женское училище.

Затем переведен в Оренбургскую духовную семинарию, сверхштатным священником в Кагинский завод, оттуда священником в Узянский завод. Последним местом службы был Полтавский поселок Верхнеуральского уезда. Известно, что у Петра Дмитриевича была семья, семеро детей. Особо церковные власти отмечают его заслуги по присоединению к православию из раскола казаков и крестьян.

24 сентября 1920 года священника Казанско-Богородицкого храма станицы Полтавской Петра Громогласова осудил Челябинский ревтрибунал, приговорив к двум годам лишения свободы «за контрреволюционную агитацию». За то, что он якобы «натравливал население против советской власти». Оказывается, на самом деле полтавскому культпросвету приглянулось пианино, которое было конфисковано с формулировкой «для общественных нужд». Отец Петр не сдержался и ясно выразил свою позицию. Затем у семьи  забрали две комнаты для размещения бойцов 41-го полка Красной Армии. В конфликт вмешались казаки. Батюшка был отправлен в Челябинск. Находился в Челябинском доме лишения свободы. Что с ним произошло потом, никому не известно.

Exit mobile version