Несгибаемый протоиерей. Как священнослужитель из Верхнеуральска попал сначала в острог, а потом в список священномучеников

Магнитогорск. Канонизированный Русской православной церковью за границей священномученик Михаил Громогласов до сих пор не получил должного признания на Родине.

Уникальные находки дарит судьба тем, кто изучает историю одного из древнейших на Южном Урале острогов − Верхнеуральской тюрьмы. Среди здешних сидельцев были профессиональные революционеры, видные общественные и политические деятели, знаменитые артисты, родственники известных политиков. Не минула эта участь и настоятеля Никольского храма Верхнеуральска Михаила Громогласова.

В дни Октябрьского переворота

Он известен не только как настоятель храма, но и как активный просветитель. За годы своей деятельности Михаил Дмитриевич смог отстроить, оборудовать и оснастить 29 школ, училищ и гимназий в поселках, станицах и самом городе. В Верхнеуральске при его непосредственном участии были открыты мужская прогимназия и восьмилетняя женская гимназия. Михаил Дмитриевич был попечителем-наблюдателем церковных и светских школ.

Настоятель Никольского храма дружил с семьей деда Эрнста Неизвестного. Видимо, добрые отношения между батюшкой Михаилом и Моисеем Иосифовичем завязались еще в Белорецке. В этом городе Громогласов начинал свою службу и преподавательскую карьеру.

После прихода красных отец Михаил вместе с другими представителями городской знати был арестован и заключен в Верхнеуральский политизолятор. Как мог, священник помогал остальным перенести тяготы заточения. Об этих днях он успел оставить записи, опубликованные на страницах «Оренбургского церковно-общественного вестника» 8 декабря 1918 года.

«Я зажигал свечу перед иконой и совершал утром и вечером общую молитву, − писал Михаил Громогласов. − Но это не нравилось администрации, пришлось прекратить, и книги читались молча. Однажды один большевик послал меня чистить даже клозет. При работах большевики часто издевались надо мною, говоря: «Поп пришел обедню служить». Впрочем, некоторые служащие в тюрьме относились ко мне с сожалением, даже один татарин плакал обо мне и старался освобождать меня от работ».

Священнослужитель подвергался и физическим испытаниям, и немалым моральным унижениям. Судя по его запискам, накануне Пасхи ему отказали в служении литургии, перевели в одиночную камеру, где спать приходилось на голом полу. Хотя до своего заключения отец Михаил сам же и обустраивал тюремную церковь, собирая деньги для приобретения утвари и иконостаса. Прихожане требовали освободить священника. Городской Совет Верхнеуральска предложил отцу Михаилу внести в кассу 50 тысяч рублей. Но таких средств у батюшки быть не могло: в семье протоиерея росло девять детей. Священника отпустили под денежный залог, внесенный за него кем-то из богатых горожан. Но при этом ему запретили общаться с прихожанами.

Последний путь

Отпущенный на свободу священник застал свой дом разоренным и разграбленным. Настоящий погром учинили большевики и в частной мужской прогимназии. Как рассказывают очевидцы, парты бросали со второго этажа, ломали музыкальные инструменты, били окна, разорвали географические карты, конфисковали деньги и пишущую машинку. Полуразрушенное пустое здание стояло в центре города, словно напоминание о случившемся.

Вскоре вышел указ о расстреле 17 человек. В их числе оказался и протоиерей Громогласов. Подробности его смерти потрясли общественность. В августе 1918 года в «Оренбургском церковно-общественном вестнике» так писали об этом событии: «Рано утром, чуть свет, скрутили отцу Михаилу руки и вместе с другими осужденными повели на казнь. Что творилось дорогой, какие издевательства сыпались на голову обреченных, покрыто мраком. Несомненно, изверги сумели отравить последние минуты жизни мучеников.

В 17 верстах от Верхнеуральска палачи совершили свое злодейское дело. Трупы забросали землей, уехали, не позволив родным взять их для погребения». Только после того, как Верхнеуральск в августе 1918 года заняли белые, останки отца Михаила и других убитых были перезахоронены. Но сейчас никто не знает, где находится его могила.

Ещё заметен след

В Верхнеуральске до сих пор сохранились все места, связанные с именем отца Михаила. По-прежнему идут православные службы в Никольском храме. Сюда едут крестить младенцев, здесь венчаются, отпевают, сюда приезжают помолиться в самые сложные времена не только верхнеуральцы, но также магнитогорцы и жители всего юга области. Место здесь, говорят, «намоленное».

«Существует предание, что у батюшки было три дома, которые находились неподалеку от собора, − говорит заместитель главы района Александр Вернигоров. − Они сохранились до наших дней. Добротные здания с цокольными этажами вписывались в старинный архитектурный ансамбль купеческого городка. Краеведы утверждают, что построенная на деньги отца Михаила мужская прогимназия располагалась на месте нынешней школы №1. Здание было раскатано на бревна. Сохранились воспоминания о том, что один из домов Громогласова располагался на Благовещенской улице. В нем была почтово-телеграфная контора. Но ни мемориальной доски, ни другого вещественного свидетельства о том,  что Верхнеуральск был местом подвига священника Михаила Громогласова, до сих пор нет».

В поисках святых и святости

В последнее время в Челябинской области то тут, то там появляются «святые», которых церковь не признает.

О том, что протоиерей Громогласов канонизирован Русской православной церковью за границей, верхнеуральские краеведы узнали благодаря сайту «Православие в Татарстане». На нем был опубликован список новомучеников и исповедников российских, утвержденный Архиерейским Собором Русской православной церкви за границей в 1981 году.

(Врез)

ГРОМОГЛАСОВ Михаил Дмитриевич (1863 − 31.05.1918, окрестности Верхнеуральска), священнослужитель. Окончил Уфимскую духовную семинарию (1884). В службе с 31 января 1886 года. Был рукоположен в священники (Белорецкий завод, ныне Белорецк, Республика Башкортостан), где кроме церковной службы занимался преподавательской деятельностью. В 1890-м переведен в Узянский завод. Состоял наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Верхнеуральского уезда, членом уездного отделения епархиального училищного совета (1893-1902). С 1905 года служил настоятелем Свято-Николаевского собора в Верхнеуральске. Протоиерей. Благочинный Градо-Верхнеуральского благочинного округа (1914, 1916). Участник окружных и патриархальных съездов духовенства. Преподавал Закон Божий в Верхнеуральской женской гимназии с 20 мая 1907 года, одним из создателей которой был. В 1915 году ввиду переполнения местного реального училища создал «частное мужское среднеучебное заведение с программой гимназии» (торжественно открыто 19 августа 1915 года), средства на создание которого предоставили кроме самого Громогласова губернское и Верхнеуральское уездное земства и городская Дума. Громогласов построил для него здания, снабдил необходимой мебелью.

(Окончание следует)

От автора

Нас постоянно убеждали, что «газета живет один день».

То ли хотели тем самым оправдать наши ошибки и откровенные недочеты при подготовке материалов, то ли, как могли, принижали силу печатного слова. Но мое неприятие этого расхожего штампа оправдывается постоянно. Когда спустя годы встречаешь героев публикаций, когда всезнающая Википедия выдают вдруг мое имя в списке первоисточников по давно опубликованному поводу, становится ясно − нет, не день и даже не два.

Десять лет назад история верхнеуральского протоиерея Михаила Громогласова потрясла меня, с одной стороны, тем, что подвиг его десятилетия был предан забвению, с другой − какой-то пронзительной безысходностью. На виду у всего города уважаемого и почитаемого старца водворяли в острог, требовали выкуп, потом отпускали к разоренному гнезду, а затем вновь хватали и вели на голгофу. Ни разу ни словом, ни делом Михаил Дмитриевич не отступил ни от веры, ни от служения Отечеству.

Тогда мы с известным верхнеуральским краеведом Александром Вернигоровым смогли только пунктирно обозначить судьбу и подвиг отца Михаила. О нем и до сих пор известно мало, хотя в открытых источниках опубликована биография. Знаем, что был дружен с предками знаменитого семейства Эрнста Неизвестного. Его подвижнический труд заложил основы просвещения в Верхнеуральском уезде. Мыслимо ли − одному человеку удалось открывать гимназии и снабжать их всем необходимым! Сегодня таких попечителей на ниве образования в округе не найти.

Exit mobile version