Я б в ученики пошел… Как подготовить малыша к школе

Магнитогорск. Первое сентября  ближе, чем кажется.

В предыдущем выпуске рубрики мы говорили о том, стоит ли ребенку идти в школу с шести лет и как выбрать подходящее образовательное учреждение для него. Сегодня тема нашего разговора – подготовка к школе.

Мама – лучший педагог

Психологи считают, что 75 процентов интеллекта закладывается в дошкольном возрасте, а в школе педагоги лишь опираются на эти умения и знания, чтобы дети развивались дальше.

Однако практически всех мам шестилетних детей охватывает настоящий бум: подготовительные курсы? Репетитор? Как подготовить ребенка к первому классу, чтобы он был самым успешным или хотя бы не хуже других? Мы продолжаем наш разговор с психологом Алиной Чинючиной.

«Многие родители начинают водить ребенка по подготовительным курсам, но не всегда это оправдано, – отмечает Алина Равилевна. – Такие занятия имеют смысл, если они идут не в ущерб игре – основной деятельности дошкольника – и даются ребенку без особых сложностей. Хорошо, если занятия проводятся в школе, куда он пойдет потом: так ребенок и с учительницей познакомится, и к классу привыкнет, и распорядок усвоит. Но эта подготовка актуальна в последний год перед школой, раньше не стоит.

Не забывайте, что есть многое, что с таким же, а то и большим успехом дадут ребенку близкие люди в ежедневном бытовом общении. Для этого зачастую даже не требуется выделять отдельного времени. Это совместное обсуждение и общение: загадки, повторение стихов вслух, чтение по вечерам, сюжетно-ролевые игры, например: “Давай я буду зайцем, а ты моей учительницей”. Это прогулки, на которых можно обсуждать времена года, запоминать названия деревьев и цветов, делать гербарии, изучать страны и города, вспоминать, где “лево-право”, и обсуждать все на свете. Можно привлекать ребенка к походам в магазин, рассуждать, чем занимаются люди разных профессий, да и азы математики проще учить на конфетах и яблоках».

Такие совместные беседы учат ребенка отстаивать свою точку зрения, мыслить нестандартно, и, что самое важное, укрепляют незримую, но крайне важную связь между родителями и ребенком, который понимает, как много знают его мама и папа и как много значат они в его жизни. То, чего так не хватает сегодня многим семьям, и чего никогда не восполнят даже самые лучшие педагоги и курсы.

Лепите, бегайте, играйте

Помните, мы говорили про мелкую моторику? Для будущего ученика она значима не менее, а порой и более, чем умение читать-писать. Очень важно с ним обводить, рисовать, раскрашивать, следя, чтобы карандаш не выходил за контур, лепить из пластилина, работать с конструктором, шить, делать поделки из бисера и ниток: словом, все, где задействованы пальцы. Мелкая моторика неразрывно связана с развитием речи. Но можно тренировать речь и другими средствами: просите пересказать просмотренный мультфильм, прочитанную книжку, учите наизусть стихи.

Если ребенок уже знает буквы и немного умеет складывать слоги, во время совместного чтения можно предлагать ему: «Ты читаешь первые две строчки, а следующую страницу читаю я».

Здесь очень важно предлагать, но не давить. Если читать отказывается – не настаивайте, значит его мозг еще не готов к такому сложному действию.

Если в жизни ребенка есть кружки и секции помимо садика, то пусть они будут спортивными, музыкальными, художественными – в этом возрасте идет активное развитие творческих способностей, а занятия должны длиться не более 1-1,5 часа. Серьезные спортивные нагрузки актуальны только в том случае, если у ребенка есть устойчивый интерес и мотивация к ним.

Важно поощрять самостоятельность в одевании-раздевании, привлекать к домашним делам, поручать простую работу. Пусть у ребенка будет несколько обязанностей по дому, к примеру, убрать за собой постель, полить цветы, помыть посуду – все это развивает ответственность.

Игра – важная часть жизни дошкольника, но если с малышами мы делаем все вместе, проговаривая и показывая, то приготовишке стоит давать возможность играть и занимать себя самостоятельно, не развлекая его круглые сутки, но, конечно, не отказывая в помощи или общении, когда это необходимо. Надо поощрять желание бегать, прыгать, развивать тело. Физическая активность должна быть в достаточном количестве. Вспомните с ребенком игры своего детства: «Я знаю пять имен девочек», «вышибалу», прыжки через резиночку, казаки-разбойники и другие.

Осознай себя

«Первоклассникам перестроиться очень тяжело, у них меняется весь стиль жизни: был дошкольником – стал школьником, был маленьким – стал взрослым, – напоминает психолог. – Чтобы подойти к этому взрослению постепенно, важно учить ребенка осознавать и озвучивать потребности своего организма: “Ты замерз, хочешь в туалет, спать”, а также различать свои эмоции и свое состояние. Можно поначалу проговаривать его чувства: “Сейчас ты злишься, тебе грустно, ты радуешься, я вижу, ты раздражен”. Чтобы в будущем не было проявлений психосоматики, нужно, чтобы ребенок умел осознавать и справляться со своими эмоциями. Учите на своем примере проговаривать свое собственное состояние: “Я сейчас злюсь, поэтому отойди, я с тобой поговорю потом”, “мне сейчас хорошо, потому что я за тебя порадовалась”… Если был конфликт, обсудите потом, а как бы еще можно было поступить? Поощряйте инициативу малыша, поддерживайте его даже, если что-то не получается. Если дочка говорит: “У меня не получится, я слабая” отвечайте: “У тебя получится, я в тебя верю, ты хорошая, сильная, смелая”».

Для детей старшего дошкольного возраста очень важно общаться со сверстниками. Если ребенок не ходит в детский сад, почаще выводите на прогулки, ходите к друзьям, у которых есть дети, на различные мероприятия. Полезно общаться с домашними животными, выезжать на природу и вместе рассматривать богатый окружающий мир.

А вот этого не надо

Не стоит загружать ребенка так, что ему и вздохнуть некогда, таскать по кружкам и развивающим занятиям в ущерб игре и отдыху. Ни в коем случае не заставляйте заниматься насильно и долго, обязательно делайте перерывы каждые 20-30 минут. Не стоит уделять внимание только математике, письму и чтению в ущерб рисованию, общему развитию кругозора, двигательной активности.

Для ребенка достаточно знать самые азы математики и чтения, остальное он в любом случае получит в школе. А вот если он придет чересчур подготовленным, в первом классе ему будет слишком легко и даже скучновато, угаснет интерес к учебе, сила воли и самоконтроль.

И уж ни в коем случае не стоит пугать школой. Это без комментариев.

Минимизируйте в жизни ребенка планшеты, компьютер и игровые приставки. Если от этого никуда не уйти, ограничьте общение с виртуальной реальностью до получаса в день, и лучше путь это будут игры, развивающие интеллект, есть такие. Ни в коем случае не обещайте телевизор и планшет в качестве награды за хорошее поведение.

Успешной подготовки к школе вам и достойного начала школьной жизни!

Exit mobile version