«Без музыки не проживу и дня». Полвека в Магнитогорске преподает фортепиано Татьяна Маргулис

Магнитогорск. Из них 48 лет педагог верна магнитогорской детской музыкальной школе №3.

Татьяна Алексеевна – из числа основоположников и хранителей традиций образовательного учреждения, воспитанники и педагоги которого не раз подтверждали звание лучших в регионе и в России.

С ностальгией − о прошедшем

Долгие годы потрясающих результатов они добивались, работая в неприспособленном для занятий помещении бывшей прачечной. Наконец, в этом году благодаря вниманию к учреждению со стороны городских властей было отремонтировано новое здание школы, и учебный год коллектив ДМШ №3 начал в новых стенах, чему ученики и преподаватели несказанно рады.

Татьяна Маргулис вспоминает о старом помещении с крохотными классами: в детстве она сама постигала там азы исполнительского мастерства. Располагалась тогда в бывшей прачечной музыкальная школа №2.

Потом учреждение переехало в другое здание, а «свято место» пустовало недолго – там обосновалась музыкальная школа №3, куда в 1970 году пришла работать молодой педагог Татьяна Маргулис.

За плечами было Магнитогорское музыкальное училище имени Глинки, которое она окончила как дирижер хора и преподаватель сольфеджио, и два года преподавания в златоустовской музыкальной школе №3 по классу фортепиано. Вернувшись в Магнитку в связи с замужеством, Татьяна Алексеевна получила квалификацию преподавателя по классу фортепиано и концертмейстера и всю жизнь посвятила этому аристократичному инструменту, который не теряет популярности в любые времена.

Для нее этот выбор когда-то сделала мама. Семья приобрела инструмент, и будущая пианистка начала посещать домашние уроки преподавателя Нинели Лазаревой, которая готовила девочку к обучению в музыкальной школе.

Поступить туда было очень сложно, а учиться невероятно престижно, вспоминает Татьяна Маргулис. Через много лет Нинель Георгиевна, уже в качестве директора третьей музыкальной школы, примет бывшую ученицу на работу.

Инструмент, приобретенный родителями для Татьяны, долгое время был единственным на несколько окрестных домов, и соседские ребята, тоже учившиеся в музыкальной школе, приходили к ней заниматься. Далее фортепиано перешло «по наследству» двум ее сестрам. Одна из них окончила потом Челябинский институт культуры и по сей день преподает в бакальской музыкальной школе хор и фортепиано.

Сдав последний экзамен, Татьяна горько плакала − было очень жаль прощаться с музыкальной школой, а без музыки своей жизни не мыслила…

«До сих пор думаю: кем бы я могла быть, если бы не стала педагогом-музыкантом? Примеряю на себя разные профессии и думаю, что ни кем не могла бы, − рассказывает Татьяна Маргулис. – Я живу с уверенностью, что выбрала в жизни свое дело − то, что у меня хорошо получается».

Педагог, методист, общественник…

Татьяна Алексеевна всегда работала с большим увлечением, времени хватало и на методическую работу, выполнение обязанностей групповода на фортепианном отделении, члена комиссии по внеклассной работе. Она писала учебные программы, статьи для методических сборников, занимала призовые места в методических конкурсах. Выступала на областном педагогическом семинаре с элементами открытого урока и презентацией программы «Формирование навыков музицирования в фортепианном классе», которую написала вместе с другими преподавателями.

Приходилось Татьяне Маргулис быть и наставницей молодых педагогов. Ее уроки посещали студенты музыкального отделения педагогического колледжа.

Разработка положений и сценариев внутришкольных конкурсов «Мы любим музыку», «Рождественские вечера», «Юный виртуоз», «Дебют», конкурса ансамблевого исполнительства «Учитель – ученик» также была в ее ведении. Кроме того, Татьяна Алексеевна пела в вокальном ансамбле педагогов школы, вела концертно-просветительскую деятельность в учреждениях города. В течение многих лет работала в культмассовом секторе школьной профсоюзной организации, а потом возглавила ее. Педагогический коллектив третьей музыкальной школы всегда был сплоченным и дружным – еженедельно вместе с семьями посещали премьеры фильмов, спектаклей и концерты.

«Семейный подряд»

И все же в центре внимания педагога всегда были ученики – с ними связаны все ее чаяния, надежды, а их успехи – высшая оценка ее работы.

«Моя профессия трудна тем, что к каждому ученику нужно найти подход и передать умения, несмотря на все барьеры, нежелание трудиться, − делится Татьяна Маргулис. − Приходится работать и с родителями. Иногда приглашаю их, провожу индивидуальные беседы, родительские собрания с концертами учащихся. Порой выступление ребенка с другими учениками дает большой результат, родители помогают мне “достучаться” до него».

Порой взрослые так переживают за исполнительские успехи своих чад, что начинают вместе с ними учиться фортепианному искусству, приходят на школьные занятия, чтобы иметь возможность помогать им.

Сноровка − с тренировкой

У Татьяны Маргулис немало поводов для гордости за учеников.

«Многие из них активно участвуют в конкурсах и фестивалях – от зональных до международных, становятся лауреатами. Среди моих выпускников немало тех, кто поступил в учреждения профессионального образования в сфере культуры – музыкальный колледж имени Глинки, Кемеровский институт культуры и другие. Это, например, Эльмира Шагалеева, в прошлом завуч детской школы искусств №6, а сейчас – завуч ДШИ №7. Всех бывших учеников я помню, люблю, поддерживаю связь, есть среди них те, кто приводит ко мне своих детей. И с нынешними учениками вновь повезло – подобрались ребята, с которыми я с наслаждением занимаюсь, к которым спешу на уроки», − говорит Татьяна Алексеевна.

Среди тех, кто подает надежды, Василиса Васильева, Даша Орлова, братья Даниленко − третьеклассник Вова и первоклассник Паша, которые уже успели стать лауреатами региональных конкурсов и принять участие в международном, достигнув успехов как в сольной, так и в ансамблевой игре. А в основе достижений пианистов всегда не только талант, но и большой каждодневный труд.

«Мы сравниваем наши занятия с физической тренировкой, − говорит Татьяна Маргулис. − Стоит ребенку неделю не позаниматься, он теряет форму, и результат уже совсем другой».

Правда, педагогу, вложившему за восемь лет обучения столько сил и труда в каждого ученика, бывает непросто принять профессиональный выбор лучших выпускников, если он не связан с музыкой…

«Раньше не пойти в профессию, окончив музыкальную школу, было почти трагедией. Сейчас же даже очень сильные ученики часто после окончания музыкальной школы выбирают совершенно иную область, − рассказывает Татьяна Алексеевна. – Но радует, что многие из них не бросают исполнительство, у них остаются необходимые навыки. У меня была необычайно способная воспитанница, которая с отличием окончила музыкальную школу. По настоянию родителей она поступила в технический вуз, потом уехала жить в Петербург. Но она по сей день не может расстаться с музыкой и играет на органе в одном из соборов северной столицы».

И даже если выпускник музыкальной школы не занимается искусством, музыка навсегда оставляет неизгладимый след в его душе.

«Дети, которые обучаются в музыкальной школе, заметно отличаются от сверстников даже манерой поведения и разговора, − отмечает Татьяна Маргулис. − Воспитанные искусством, они по-другому смотрят на мир, у них более возвышенные идеалы. Дети, играющие на сцене, умеют внимательно слушать, сравнивать, формулировать мнение. Здорово, что в нашем городе ребята имеют возможность выступать на серьезных сценических площадках − петь и музицировать на сцене оперного театра, играть с симфоническим оркестром, исполнять музыку на рояле «Стейнвей», а также слушать вживую выступления музыкантов с мировыми именами. Все это очень вдохновляет, позволяет почувствовать себя настоящим артистом, дает большой стимул в работе над собой».

И даже если ребенок не учится в музыкальной школе, приобщение к музыкальному искусству необходимо с ранних лет, уверена Татьяна Алексеевна:

«Сначала это может быть посещение детских спектаклей, прослушивание записей музыкальных сказок. В моем детстве это были пластинки, до сих пор иногда слушаю их с удовольствием. Там сказки звучат на фоне музыки. Постепенно у ребенка развиваются слух и внимание, появляется интерес к искусству. Все не могут стать профессиональными музыкантами, но воспринимать и понимать серьезную музыку может каждый».

Два юбилея педагога

Так получилось, что полувековой юбилей преподавательской деятельности Татьяны Маргулис совпал со столетием системы дополнительного образования России. Недавно в центре музыкального образования «Камертон» прошла посвященная знаменательной дате встреча, на которой педагогу, прошедшему вместе с системой дополнительного образования ровно половину ее истории, вручили памятный юбилейный знак. Не менее дороги Татьяне Алексеевне и другие награды, которыми отмечены ее многолетняя верность профессии и высокие достижения на этом поприще: Почетные грамоты министерства культуры и Главного управления культуры и искусства администрации Челябинской области, Законодательного собрания и Магнитогорского городского собрания, управления культуры администрации города.

В юбилейный год Татьяна Маргулис мечтает собрать вместе своих выпускников прошлых лет и провести праздничный творческий вечер, подготовленный силами нынешних ее учеников.

Exit mobile version