Поисковый отряд «Феникс» МГТУ Носова вернулся с очередной «Вахты Памяти». Студенты обнаружили останки двух советских солдат. Подробности – на «МР-инфо».
Поисковый отряд «Феникс» подвел итоги очередной «Вахты Памяти». Последние восемь лет для магнитогорских студентов она проходит в районе города Ржев. Там сражались уральские солдаты.
2023 год не стал исключением. В сторону Ржева отряд выдвинулся в конце апреля. Традиционно возглавил поездку доцент кафедры всеобщей истории института гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова Артем Любецкий. Вместе со студентами он ездит на «Вахту Памяти» уже 16 лет.
В составе отряда в этот раз было пять человек. 9 мая поисковики вернулись с вахты. Историкам удалось обнаружить останки бойцов Красной Армии.
«Мы нашли двух бойцов, поднимали еще артефакты, осколки, но они не были значительными. По амуниции – у одного бойца обнаружили ботинки и советский котелок, и мы поняли, что найденные останки принадлежат красноармейцу. Второго бойца идентифицировать не удалось. Восстановить имя солдата получается редко, это возможно, только если при бойце есть вещи, позволяющие его идентифицировать, самое достоверное – «смертный медальон», где есть все данные о человеке, может быть медаль или другая награда с номером, тогда по запросу в архив можно узнать о погибшей личности. В 90% случаев найденные солдаты лежат в земле без предметов, по которым можно узнать их имя. Останки мы передаем местному отряду, там есть специальное хранилище с определенными температурными условиями. Так как во Ржеве захоронение погибших происходит раз в год на городском мемориале 22 июня, то до этой даты останки лежат в отведенном месте», – рассказывает Артем Любецкий.
Подо Ржевом магнитогорский отряд вел раскопки на участке размером 2 на 2 километра. Когда-то здесь велись ожесточенные бои. Сегодня на этом месте – поля, леса, болота.
Найденные останки были в воронках, которые образовались после обстрелов. Глубина относительно небольшая – сантиметров 70-80.
«Любой поисковик может без особого труда определить, где находятся эти воронки. До сих пор мы находим окопы, но только если это было не поле. Как правило, в полях уже прошли трактором, запахали, посеяли зерно и там можно работать только металлоискателем или щупом. По стуку щупа мы можем определить, что на дне – дерево, камень, металл или кость. Есть короткие щупы, похожие на электроды, они используются для поисков «верховых» останков. Например, есть бойцы, которые погибли, а тела так и остались лежать незахороненными, со временем их запорошило листвой, потом землей, и они оказываются неглубоко. Также у нас есть металлоискатель, всевозможные совочки, лопаты, ножи», – объясняет историк.
Но даже у опытных поисковиков бывает, что отряд за время вахты ничего не нашел. Впрочем, у Артема Любецкого на практике такого случая еще не было. А вот до 30 солдат поднимать приходилось. Поисковики уверены – найдены еще не все.
Отправиться на «Вахту памяти» с поисковым отрядом может любой физически здоровый человек, который хочет этим заниматься и готов к полевым условиям. Но чаще на поиски пропавших без вести солдат отправляются именно-студенты историки.
«Моя первая «Вахта» была для меня испытанием, она состоялась в 2007 году, тогда мне предложили пойти в экспедицию, да еще и найти погибших солдат, я сразу согласился, так как мне это было интересно. В школе я часто ходил в туристические походы и был вполне подготовлен. В 11 классе увлекался историей Великой Отечественной войны и курсовая, и диссертация у меня были именно по этой теме, поэтому я многое знал про это время, был увлечен советскими фильмами о войне. Однако, когда в реальности ты видишь окопы, воронки, натянутую колючую проволоку, противотанковые ежи, то будто можешь прикоснуться к истории, а не только изучать ее по книгам. Когда знаешь, что вот тут деревня была, а от домов остались одни фундаменты, и ты их видишь, то, конечно, меняется мировоззрение, по-другому все это воспринимаешь, война вот она – перед тобой», – делится Артем Евгеньевич.