Преступники крадут автомобили −они находят. Полицейский рассказал, как защитить машину от угона

Магнитогорск. Накануне дня сотрудников уголовного розыска, который отмечается пятого октября, мы встретились с оперуполномоченным уголовного розыска УМВД по Магнитогорску майором полиции Борисом Быстренко, составили портрет автовора и узнали, как защитить автомобиль от кражи.

Угнать, украсть или «обчистить»

Борис Быстренко с коллегами раскрывает преступления, связанные с угонами, хищениями из салонов и кражами автомобилей. По его словам, в группе риска находятся владельцы «японцев» и «корейцев» – на такие марки высокий спрос.

«В основном крадут дорогостоящие автомобили иностранного производства, – говорит Быстренко. – Как правило, в тот же час или ту же ночь машина покидает город и область. Большинство горожан ставит автосигнализацию в салонах, но преступники отлично знают, где находится тот или иной блок, обходчик. Имея запас времени, они, открыв машину, быстро ориентируются и запускают двигатель. Поэтому, если вы владелец дорогой машины, подходите к защите комплексно».

Автоворы выбирают для своих деяний места неподалеку от выездов из города. В Магнитке это Орджоникидзевский район: уехать оттуда проще, автомобили во дворах – на любой вкус.

Угон – случаи из разряда «взял покататься». По УК квалифицируются как «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» (статья 166 УК РФ).

Кража автомобиля – преступление, которое обыватели и называют «угон». Квалифицируется по статье «кража» (статья 158 УК РФ).

Угоны бывают «бытовые» – выпивали вместе, ключи потерялись, кто-то взял машину «покататься» − и «сезонные», когда с той же целью транспорт угоняют подростки.

Нередки кражи из салонов: воры не гнушаются чужой аудиоаппаратуры, аккумуляторов, регистраторов, навигаторов, сумок.

«Есть те, кто аккуратно откроет авто, болтики открутит, рядом сложит – записки с извинениями не хватает. А есть другие – и попрыгают по машине, и сожгут», – говорит оперуполномоченный.

«Робин Гуды» и банкроты

Самыми серьезными преступлениями остаются кражи дорогостоящих автомобилей, когда зачастую похищенное уходит за пределы области. Еще пару лет назад вернуть машину из другого региона было невозможно. Сейчас магнитогорские полицейские взаимодействуют с коллегами в субъектах и ездят по России на задержания.

«Такие преступления совершают квалифицированные преступные сообщества, у них все тщательно подготовлено, – говорит Борис Быстренко. – Один вскрывает и заводит автомобиль, второй гонит его в «отстойник», третий заказывает документы и оборудование, четвертый перегоняет в другой регион. Не так легко найти эту машину без оперативной разработки данных лиц и информации».

После того как авто покинуло «отстойник» и доставлено к месту назначения, отдельный человек перебивает ВИН, другой заказывает документы, еще один занимается продажей автомобиля, намеренно снижая стоимость. Новый владелец, купивший машину-двойник, может остаться без денег и автомобиля.

Кражи дорогостоящих автомобилей тщательно спланированы


Банды автоворов связаны с сотрудниками автосервисов, с перекупщиками подержанного транспорта. Со временем у них появляется и специальное оборудование.

«Они имеют платных адвокатов, никто не раскаивается, что сможешь доказать, на том и строится дело. Начинаешь с ними разговаривать, отвечают: “Я же не у бедных ворую, не последнее забираю”. У них своя философия, своя психология».

Бывают из ряда вон выходящие случаи. В одном из угонов подозревается примерный семьянин, несудимый, работающий. На преступление его толкнуло безденежье – сначала набрал кредитов, потом стал решать, как их отдавать. Выбор пал на преступление…

Технологии играют роль

На вооружении у преступников – современное и значительно подешевевшее в последние годы оборудование. К примеру, кодграббер, или сканер.

«Прибор ловит сигнал, когда вы открываете машину или пользуетесь автозапуском. Грамотный жулик с помощью допоборудования может угнать автомобиль», – говорит Быстренко.

Брелок автовладельца с обратной связью отреагирует на открытие дверей. Если это произойдет ночью, хозяин ничего не успеет сделать. Машина уезжает всего за пару минут.

«В больших городах, где часты угоны, люди открывают и закрывают машину из кармана. Брелок ловит все сигналы в округе, поэтому прячут брелоки, не так открыто стараются ими пользоваться», – продолжает наш собеседник.

Не защитит от угона и штатный бесключевой доступ без дополнительной защиты. У злоумышленников может оказаться оборудование, с помощью которого они ретранслируют сигнал ключа, чтобы завести автомобиль.

«Нужно ставить метки, подавляющие радиосигнал, – советует майор. – Если метка находится рядом с ключом, машина “понимает”, что это ключ хозяина с меткой. Помимо сигнализации есть иммобилайзер. Если он не поблизости, автомобиль не завести, даже если считать сигнал. Машины с аэрографикой у нас не угоняли, с маркировкой ВИНа на стекле – один раз. Были случаи хищения автомобилей “Лада Гранта”. У них иммобилайзер встроен, но не активирован. Если вы владелец “Гранты” в нелюксовой комплектации, у вас есть иммобилайзер, но он заглушен. Существуют специальные автосервисы, которые занимаются защитой от угона и дают гарантию. Если машина дорогостоящая, лучше заплатить и спокойно спать».

В случае, когда на автомобиле установлены спецсредства защиты от кражи или есть приметы, похитить машину трудно. Легче выбрать более простую цель.

Технологии служат злоумышленникам хорошую службу, но и автовладельцы не должны отставать. На специализированных форумах в Интернете есть информация, как защитить конкретную модель автомобиля от кражи. И лучше позаботиться о безопасности дорогостоящей вещи заранее.

Монолог

Майор полиции Борис Николаевич Быстренко,

оперуполномоченный отдела уголовного розыска Управления МВД по Магнитогорску

Я пошел в полицию, потому что хотел помогать людям. В четвертом классе мы писали сочинение на тему: «Кем я хочу стать». Я написал, что хочу быть ОМОНовцем, как мой дядя, и помогать людям. После окончания школы пошел на юридический факультет.

Во время практики мне понравилось в угрозыске. Возникла идея: хочу заниматься розыском похищенного транспорта. В милицию я пришел в 2006 году, сначала в учебку, потом немного поработал во вневедомственной охране. В марте 2008 года пошел в УГРО Орджоникидзевского района. Удивился, когда меня назначили оперуполномоченным по розыску автомобилей. В 2011 году меня перевели в управление.

Хорошо помню первое раскрытое мной преступление. Приехали в Башкирию, где был похищен «КАМАЗ». По горячим следам не раскрыли. Я, как губка, впитывал, как старшие общаются с людьми, осваивал специфику, изучал материалы. Среди вызванных на опрос была женщина, решил начать с нее. Пообщались, как-то расположил к себе и получил информацию. Уже через сутки мы ехали в «отстойник» за этим «КАМАЗом». Руководитель удивился, руку пожал, сказал – так и надо работать.

Случайных и глупых людей в угрозыске нет. Работа интересная, специфическая: нужно думать. Со временем становишься психологом. Специфика службы включает в себя работу с людьми. Многие сотрудники изучают литературу по психологии.

Когда похищают, например, «Гранту» у пенсионера, становится не по себе. Как ты после этого поедешь в шесть вечера домой? У пожилого человека и инфаркт, и инсульт может быть. А когда едешь домой в 4 часа утра после раскрытия преступление, осталось спать пару часов – встаешь, как огурчик.

Неотвратимость наказания должна быть всегда. Если человек совершал преступления, надо доработать. Когда ты знаешь, что он ответит за свой поступок, проще спать.

Работа это жизнь: человек живет этим, невозможно отстраниться. Здесь нет такого: заколачиваешь гвоздь, звонок прозвенел, ты его не доколотил и пошел домой. У нас надо работу доделать, постоянно быть на связи.

Мое хобби – спорт. Раньше боксом занимался, сейчас для себя – общей физподготовкой. Мы ведь сдаем экзамены, преступники все занимаются спортом, у них времени больше: они днем тренируются, вечером воруют. Иногда с 21.00 до 23.00 тренировался, потом ехал домой. Опять же, не постоянно, потому что надо работать.

Раньше люди охотнее шли навстречу сотрудникам полиции. Сейчас – покупают запчасти по заниженной стоимости где-то в гаражах. Понятно, что это криминал. Можно же позвонить на «телефон доверия», анонимно передать информацию, ведь от угона не застрахован никто. Это бы нам помогало.

То ли шутки, то ли жизнь

Exit mobile version