Золотой цветок − краеведение. Известный магнитогорский краевед Наталья Троицкая сегодня отмечает юбилей

Магнитогорск. Музей-квартира имени Ручьева для ее заведующей давно уже второй дом.

На протяжении 15 лет Наталья Григорьевна спешит сюда, чтобы заняться любимым делом, проверить, все ли предметы и стенды выглядят привлекательно для посетителей, провести экскурсии. А потом, в установившейся ненадолго тишине, заняться изучением и систематизированием материалов, которые пополняют фонды Магнитогорского краеведческого музея.

В нынешнем году к 105-летию магнитогорского поэта Наталья Григорьевна сделала новую экспозицию из личных вещей Бориса Ручьева, где есть и портмоне, и записная книжка, и много чего другого. Именно такие предметы, по ее словам, больше всего привлекают внимание школьников.

Саму Наташу в детстве больше всего интересовала музыка. Она хотела играть на фортепиано, поэтому после поступления в музыкальную школу №3 ездила из Ленинского района в левобережный КБО, чтобы там играть на музыкальном инструменте, стоящем в отдельной комнатке. Такая услуга «напрокат» была платной, но в их коммунальной квартире фортепиано бы точно не уместилось.

Известный магнитогорский краевед могла бы стать музыкантом


С красным дипломом в 1978 году Наталья Троицкая окончила музыкальное отделение Магнитогорского педагогического училища и отправилась поступать в Московский педагогический институт имени Ленина. Но не хватило всего полутора баллов, и девушка вернулась в родной город. У нее серьезно заболела мама, и честолюбивые планы пришлось отставить. Уже выйдя замуж, Троицкая окончила заочное отделение Магнитогорского пединститута и возглавила клуб самодеятельной песни во Дворце творчества детей и молодежи.

«Вместе с сокурсницей Людмилой Коваленко мы с жаром принялись оформлять свой кабинет, − вспоминает Наталья Григорьевна. – Соорудили небольшую эстраду, оббили ее серебристой драпировкой, покрасили пол в синий цвет, повесили плетеные шторы, окна украсили фиалками – в общем, дети заходили сюда как в настоящий храм искусства. Во время походов я научилась играть на гитаре, вместе с ребятами мы стали изучать историю бардовской песни. Затем я стала организатором проведения первого слета школьников-исполнителей бардовской песни и последующих десяти слетов. С ансамблем “Экополис” мы ходили по школам, пропагандируя произведения магнитогорских поэтов и композиторов».

Вскоре в семье Троицких родился сын Петр, а спустя пять лет – дочка Ульяна. Когда Наталья вышла из декретного отпуска, в кабинете обосновался уже другой музыкальный работник. Краевед Ольга Гакина предложила Троицкой вести кружок литературного краеведения, познакомила с Александром Лозневым, Ниной Кондратковской, Александром Павловым, Риммой Дышаленковой, Николаем Вороновым. Наталья Григорьевна занималась не только с детьми, в каникулярное время она организовала курсы и знакомила с собранным материалом педагогов. Работая с учениками-словесниками, Троицкая поняла, как трудно им найти необходимый материал. Это побудило ее выпустить три методических пособия «О писателях-земляках».

Как экскурсовод Наталья Григорьевна умеет так живо рассказать о жизни и творчестве магнитогорских литераторов, что школьники надолго запоминают посещение музея. Особенно ярко ее педагогические способности проявляются во время походов и выездов со школьниками в другие города. Троицкая часто ездила со школьными группами, основу которых составляли ее кружковцы, в Москву, Ленинград, Киев, Самару, по «Золотому кольцу», была в Чехословакии. Вместе с подопечными сделала «научный вояж» в Подмосковье, отправлялась в Москву и другие города за литературно-краеведческим материалом − встречалась с Владимиром Поповым, Виктором Боковым, Диной Терещенко, Екатериной Козыревой.

Работать в музей-квартиру Ручьева Наталья Григорьевна пришла по предложению директора краеведческого музея Александра Иванова. Краеведение увлекло, в новой работе она увидела для себя много перспектив. Вспоминает, что до нее в музее был собран материал в основном о Борисе Ручьеве и Александре Лозневом. Троицкая расширила диапазон изысканий настолько, что не было забыто ни одно из литературных имен, значимых для Магнитки. Само пространство музея ей хотелось сделать просторнее и светлее.

С новой работой – краеведческой – Наталья Григорьевна справилась


Было приобретено необходимое оборудование, привели помещение в соответствие со всеми требованиями безопасности. Сейчас сюда приятно заходить и на экскурсии, и на литературные встречи, презентации новых произведений магнитогорских авторов. Именно Наталья Троицкая вместе с Валерием Ефимовым инициировала создание книги воспоминаний о Римме Дышаленковой, которая сейчас проходит этап верстки.

«Я счастливый человек, потому что мое хобби совпадает с работой, мне не надо ломать себя. Поэтому говорю молодым, чтобы профессию они выбирали себе не в тягость, − признается Наталья Григорьевна. – Для меня магнитогорские писатели и поэты давно стали родными людьми. В поездках по святым местам я даже пишу записочки на их имя и молюсь о них. Как, например, забыть о Владилене Машковцеве, Станиславе Мелешине или других талантливых магнитогорских поэтах – Юрии Костареве, Борисе Попове, Николае Якшине? Конечно, к Борису Ручьеву и его жене Любови Николаевне у меня отношение особое, потому что они незримо присутствуют в музее и тем самым помогают мне в поиске новых литературно-краеведческих материалов».
Exit mobile version