Три разноплановых спектакля, привезенных самарцами в наш город, оправдали самые большие ожидания магнитогорцев. Молодая труппа Самарского академического театра драмы имени Горького под руководством режиссера Михаила Лебедева впервые приехала в Магнитогорск в рамках федеральной программы «Большие гастроли», организованной и спланированной ФГБУК «Росконцерт».
В течение трех дней наша публика наслаждалась искусством актерской игры волжан в постановках «Вот так и живем», «И никого не стало», «Корсиканка». В этот же период Магнитогорский драматический театр показал в Самаре самые популярные комедии из своего репертуара: «Муж с того света», «Изобретательная влюбленная» и «Ханума».
Стремительными, как сама жизнь, назвал обоюдные трехдневные гастроли директор драмтеатра имени Пушкина Евгений Климов. Перед первым вечерним спектаклем он представил самарских коллег магнитогорскими журналистам. Всего в Магнитогорск приехали 30 актеров вместе с главным режиссером САТД Михаилом Лебедевым, выразившим большое удовлетворение от возможности показать свое искусство нашим зрителям:
– Мы рады находиться в вашем легендарном театре, на сцене которого выпущено много спектаклей, известных на всю страну. И рады принимать ваш театр у себя на сцене. Надеюсь, что наше сотрудничество не ограничится только программой «Больших гастролей». Мы привезли спектакли абсолютно разные по жанру. Если Пушкин наше все, то Василий Шукшин – это наша душа. Очень простые непростые истории «Вот так и живем» поставлены по его рассказам. Триллер «Никого не стало» по роману «Десять негритят» Агаты Кристи привлечет внимание любителей зарубежной литературы. Спектакль «Корсиканка» имеет исторический характер и рассказывает о пребывании Наполеона на острове Святой Елены.
В Магнитогорск самарцы привезли в основном талантливую молодёжь, приехали и представители старшего поколения, в том числе известные и заслуженные артисты. К сожалению, недавно ушел из жизни народный артист РФ Владимир Борисов, знакомый широкому зрителю по сериалу «Вечный зов». Он должен был сыграть в спектакле «Вот так и живем» – на магнитогорском показе его заменил Герман Загорский, замечательно сыгравший Попа в рассказе «Верую».
Как рассказали наши гости, на репетиции историй Василия Шукшина молодые актеры шли как на праздник и получали удовольствие от того, что они делают. В процессе постановки к замыслу режиссера они смогли привнести десятки своих нетривиальных придумок. И ни разу не случилось той ситуации, когда кому-то что-то не понравилось. Важно было то, что все были внутри этого процесса и доносили вечные темы отношений между мужчиной и женщиной современным языком. Их энергию, задор, огромную слаженность, умение быстро перестроиться с одного характера на другой магнитогорские зрители увидели во время показа этой честной и искренней постановки.
В общении с журналистами молодые артисты часто употребляли выражение «мы привыкли быть на подхвате». Внушительного и серьезного вида артист Владимир Морякин, например, задействован в каждой из шести частей спектакля по Шукшину. Из рассказа в рассказ переходят практически и все его коллеги по сцене. Молодой актер остановил свое внимание на рассказе «Микроскоп», где вместе с Анастасией Ермилиной они играют супружескую пару. В свою очередь, молодая актриса упомянула еще один свой любимый образ:
– Я обожаю продавщицу в «Сапожках», это для меня звездная роль. В нашем театре ко мне подходят билетерши и говорят: Настя, мы специально заходим в зал, чтобы посмотреть на твою продавщицу. Очень трогательным получился и «Микроскоп», который мы сделали на одном дыхании. «Вот так и живем» идет в нашем театре уже четвертый год, и каждый раз мы размышляем о мужчине и женщине, о любви, как строится семья и ее ценности. Шукшин брал вечные темы, которые и сейчас вызывают у публики большой интерес. Возьмем «Сапожки» – герой купил их своей жене за 65 рублей. Много это или мало? Неважно, просто это его самый ценный подарок жене, такое большое признание в любви. Да, от некоторых зрителей мы слышали претензии, почему в нашем спектакле минимум декораций и нет тарелок, самовара, печки или еще каких-либо атрибутов деревенской жизни того времени. Но на самом деле это не мешает восприятию, а позволяет еще больше сконцентрироваться на игре актеров.
– Даже если у нас нет текста, мы как будто живем во время действия и выносим для себя новые оценки. Что-то поправляем, смотрим, спектакль постоянно обрастает новыми деталями, – подключается к разговору Виолетта Шулакова. – Во время работы над постановкой сложностей не было, потому что мы работали одной дружной командой. Все вместе мы плакали, смеялись, какие-то шутки придумывали, без этого не получилось бы чего-то стоящего. Мы все делали от чистого сердца, в хорошей атмосфере. У нас не так много людей, поэтому они задействованы везде. И дочь, и жена, и возлюбленная – на все хватает сил. Мы все вместе, и это классно быть на сцене и ощущать некое единство – за это я и люблю данный спектакль.
По впечатлениям наших гостей, у каждого города свой менталитет и реакция зрителей везде разная. То, что цепляет одних зрителей, не вызывает эмоций у других. Отличаются также сценические площадки. В Самаре, например, авансцена намного меньше, чем в драмтеатре имени Пушкина, к тому же отсутствует оркестровая яма. Но актеры – люди профессиональные, поэтому они быстро адаптируются к новым условиям. С декорациями у самарцев тоже проблем нет – во всех привезенных спектаклях их по минимуму. Скромная обстановка присуща, например, триллеру «Никого не стало». В период пандемии, когда театралы попали в финансовую яму, у режиссера Михаила Лебедева появилась идея поставить антикризисный спектакль и сделать его вообще на пустой сцене – только актеры и свет. Правда, добавились еще стулья, которые взяли со старого спектакля и перекрасили. Единственным приобретением стала дым-машина, без которой детективные истории Агаты Кристи не получились бы такими загадочными.
Весьма быстрыми темпами появился на свет спектакль «Корсиканка», его делал художественный руководитель театра Валерий Гришко – известный в нашей стране артист и режиссер, которого год назад не стало. История эта возникла как бенефис заслуженного артиста России, лауреата премии «Золотая маска» Владимира Гальченко, и сделана она была всего за 21 день. «Корсиканка» тоже очень хорошо востребована театральной публикой. И хотя ее сюжет посвящен Наполеону и его Жозефине – на самом деле это еще одна история про мужчину и женщину, которую самарцы привезли в Магнитогорск.
– Нашему театру 170 лет, и в последнее время он заметно активизировался, все чаще выезжая на фестивали и гастроли – отметил на пресс-конференции Михаил Лебедев. – Как академический театр мы в основном делаем постановки для взрослых. Но буквально пару месяцев назад у нас появился прекрасный спектакль для семейного просмотра по книге «Барон Мюнхгаузен». Думаю, что в этом направлении мы будем продолжать двигаться дальше и привлекать совсем молодую аудиторию. Из 27 спектаклей нашего репертуара 17 продается по Пушкинской карте. Это хорошая возможность наладить связь со следующим поколением, которое все труднее усадить за серьезную книгу или побудить к просмотру спектакля.
По словам главного режиссера, на экспериментальной сцене, которая есть в театре, самарцы осуществляют нестандартные постановки. И сейчас планируют использовать ее для современной драматургии, предназначенной в том числе для подростков 14 – 18 лет. К тому же у САДТ имени Горького появился тандем с театром «На Литейном» (Санкт-Петербург) и его руководителем Сергеем Морозовым, который в настоящее время занимает должность заместителя директора Самарского театра по творческим проектам.
В конце прошлого сезона самарцы впервые провели у себя творческую лабораторию молодой режиссуры – в течение недели было получено много новых эмоций и бесценного опыта. Сейчас в планах новая лаборатория – в современном театре это неотъемлемая часть развития актеров, их работоспособности. Режиссеров, особенно молодых, достаточно много, и у всех у них разный творческий стиль и язык. С помощью новой формы творческих лабораторий артисты также готовят публику к тому, что театр может быть разным и представлять один и тот же материал в совершенно неожиданных ракурсах.
– Всероссийская гастрольно-концертная программа «Большие гастроли», нацеленная на формирование общего культурного пространства, открывает для нас большие возможности, – заключил главный режиссер САТД имени Горького. – Одно дело, когда ты сидишь в четырех стенах, варишься в своей каше и сам себе нравишься. И совсем другое – смотреть на других, показать себя и получить другую обратную связь. Важно то, чтобы про наш театр знали и его видели, иначе будем сидеть словно рыбы в консервной банке. Когда, выезжая на гастроли, мы разговариваем с публикой живым, современным языком, есть большие шансы привлечь людей не только к хорошей, качественной литературе, но и к театру.