Давайте знакомиться! Меня зовут Татьяна Сафронова, я являюсь научным сотрудником Магнитогорской картинной галереи. В своей колонке на сайте «МР-инфо» я буду писать об интересных событиях, фактах, происшествиях. О том, что является для нас, сотрудников картинной галереи, обыденностью, а для посетителей совершенно незаметной, тайной, неизвестной стороной жизни музея.
Маленькие посетители
Одно из моих последних дежурств в картинной галерее было особенно интересным. Это для нас, сотрудников галереи, выходные – дежурства, а для посетителей – это «Арт-выходные». Объясню, что дежурим мы по выходным дням по расписанию: один научный сотрудник должен быть в учреждении, чтобы вести мастер-класс, экскурсию или читать лекцию. Чаще все вместе.
В этот Арт-выходной мне довелось вести экскурсию особенным посетителям. Это были маленькие детки.
Это отдельная категория зрителя. Даже не зритель ещё, это такой любопытствующий малыш. Тем более, что для них это мог быть первый визит в музей искусств. А первый раз – всегда особенный.
А я, честно говоря, побаиваюсь вести экскурсии дошколятам. Я только учусь работать с этой категорией зрителей, так как работаю в галерее всего полгода.
Вот некоторые наши девочки умеют, у них получается общаться с детками на понятном им языке. Я подслушиваю, как Ирина Сергеевна или Виктория Юрьевна ведут экскурсию, и перенимаю опыт.
И в это моё дежурство была группа во главе с энтузиасткой-родственницей, которая привела 6 племянников в возрасте от 3 до 6 лет. Деваться мне было некуда. В галерее только я, смотрители и кассир.
Детки милейшие! Глазки почти у всех голубые, пытливые. Пришли такие, по-домашнему расслабленные, кто-то даже в пижаме и кигуруми. Ну какая тут экскурсия? Еще и галдят постоянно, кто-то всплакнул, кто-то обиделся и разборки устроил в стороне. Кто-то икнул.
Я озадачилась. У меня в программе экскурсия по выставке камней Александра Моторы «Радуга каменьев самоцветных». Экскурсия интересная, содержательная, но не адаптирована под дошколят. Я эту экскурсию проводила только для школьников и для взрослых. А с такими малышами опыта пока нет.
Что говорить?
И я не придумала ничего лучше, чем присесть на корточки, то есть сравняться с ними ростом, и попытаться понять, что из камушков будет интересно им, с их взгляда.
Кажется, Никита Михалков сказал, что маленькие дети живут в мире поп и сумок. Вот и я спустилась из мира взрослых в их мир, узнать, что им вообще-то видно.
И получилось! И слова нашлись такие им понятные: «камушки», «кристаллики», «пещерки» с самоцветами. И ведь стали слушать! Спрашивают, тянут за палец к другому камушку и свою версию выдают или указывают на то, что им интересно. Глаза широко открылись и ждут историю. Кивают, что поняли. Слушают про «хоховичи», т.е. сокровища. Кто-то из деток так кристаллы назвал. В общем, сами составили мне экскурсию и провели меня по ней, а я только озвучивала.
Я вот о чем подумала после. Главное – у такой малышни не отбить интерес ходить в музей. Не важно, наш ли он или в другом городе. Дать им понять, что музей – это не страшно, это не про «шшш, здесь должно быть тихо», «руками не трогать», «тут не стоять», «здесь не задерживаться». Хотя правила есть правила, и они нужны. А что музей – это про что-то новое, интересное, возможно, волшебное. Что музей – это место, где их ждут, где для них вот это все. Музей – не пафосное хранилище предметов искусства, а живая среда обитания этого самого искусства и есть.
Интересно, как они потом обсуждали с родителями свой поход в картинную галерею? Какие у них остались впечатления и воспоминания? И кто из них захочет повторить этот опыт? И именно это во многом зависит от нас – работников культуры и искусства.