Сезон в экспериментальном режиме. Театр оперы и балета в Магнитогорске готовит много сюрпризов

Магнитогорск. Имена исполнителей XIII фестиваля «Вива опера», сотрудничество с Кимом Брейтбургом и другие проекты.

«Медведь» в опере

23-й театральный сезон театра, как всегда, обещает быть интересным. С новыми проектами зрителей познакомят уже в сентябре. Тем временем в здании театра оперы начинается ремонт – его проводят за счет средств городского бюджета, выделенных благодаря главе города Сергею Бердникову. Ремонт коснется фойе второго этажа и боковых лестниц, ведущих на балкон большого зала и в малый зал.

Временно эксплуатация большого зала театра будет невозможной. В этот период часть спектаклей и концертов пройдет на других площадках, а в репертуаре сделают акцент на камерных жанрах. Временные неудобства обернулись плюсом − послужили толчком к развитию театра, освоению новых форм.

Отныне малый зал оперы будет по-настоящему театральным залом. В репертуаре в ближайшее время должны появиться четыре спектакля, рассчитанные на малую сцену. В театре давно задумывали подобный «переворот», и вот, благодаря ремонту, он, наконец, свершится.

«Для малого зала ставим “Служанку-госпожу” Джованни Перголези – комическую оперу с легкой музыкой, − рассказывает директор театра оперы и балета Илья Кожевников. − Премьера классической комедии положений состоится 20 сентября. Второй камерный спектакль, который мы представим также в сентябре – опера-шутка современного композитора Виталия Ходоша “Медведь” по одноименной пьесе Чехова. К сожалению, автор оперы ушел из жизни два года назад. Еще два спектакля находятся в разработке, и если опыт первых будет удачным, то в октябре мы поставим также монооперу на музыку Микаэла Таривердиева “Ожидание” и монооперу современного композитора Виталия Губаренко “Письма любви”».

Несколько лет назад после реконструкции была увеличена площадь малой сцены. Сейчас в ходе постановки новых спектаклей в малом зале сооружают подиум, чтобы при необходимости убрать рояль со сцены в соседнее помещение. Есть возможность там же разместить камерный оркестр.

«В камерной опере “Служанка-госпожа” будут заняты два поющих артиста – для разных составов это Сергей Муртазин и Игорь Черний, Екатерина Чебыкина и Наталья Булдышева, а также мим в роли безмолвного слуги. У меня эта роль ассоциируется с игрой Джима Керри и Луи де Фюнеса вместе взятых. На нее приглашены Александр Семивражнов, Дмитрий Григорьев и Данил Смирнов. В спектакле много сценического движения, есть элементы хореографии. Актеры будут взаимодействовать с залом, − рассказал режиссер-постановщик спектакля Владимир Полторак. У “Служанки-госпожи” в будущем есть шанс выйти на большую сцену и быть исполненной на итальянском языке представителями самой поющей нации».

Организаторы и жюри фестиваля «Вива опера»


В моноопере «Письма любви» в постановке того же режиссера, задуманной как спектакль одного актера, героиня все же будет не одинока на сцене. В промежутках между письмами чтец будет исполнять стихи Владимира Полторака, написанные специально для постановки.

«Это история любви и нежности, − говорит режиссер. – Она не имеет счастливого конца, но остается в памяти и в сердце».

В роли героини зрители увидят заслуженную артистку России Надежду Иващенко, Оксану Сычеву, Эльзу Тимербаеву – они успешно справились с довольно сложным музыкальным материалом. Чтецами выступят Александр Семивражнов, Илья Скляров, Владимир Полторак.

«Опера “Медведь” − это современная музыка, весьма в характере Чехова, довольно шутейная. Виталий Ходош как композитор отличался тонким чувством юмора, многое привнес в это сочинение от себя, потому музыкальный вариант известного произведения – это уже его интерпретация, − говорит режиссер-постановщик спектакля Игорь Сывороткин. – Этого Медведя уже не сыграешь так, как Михаил Жаров в одноименном фильме, здесь Медведь другой. И тут мы с композитором во многом совпали» .

Моноопера «Ожидание», которую также поставит Игорь Сывороткин, возможно, пройдет на сцене в один вечер с «Письмами любви» − оба сочинения затрагивают тему любви и страдающей женской души, а также будет обогащен элементами сценической пластики.

«Это опыт сложный, но крайне полезный для артистов, − говорит режиссер о постановке моноопер в малом зале. – Здесь не сфальшивишь, не скроешь ничего от глаз зрителей, потому что они находятся очень близко. С другой стороны, артист мгновенно видит их отдачу и реакцию. Истории эти очень личные, и камерный формат малого зала для данного жанра – выигрышное решение».

Премьера за премьерой

В октябре, после окончания ремонта в театре, пройдет торжественное открытие сезона в большом зале − возможно, премьерой оперетты Исаака Дунаевского «Белая акация» в постановке Геннадия Бахтерева. В спектакле задействован весь состав солистов, а также балет, хор и оркестр.

Столь же активно идет подготовка к выпуску спектакля «Пиковая дама» Петра Чайковского. О масштабе постановки говорит уже то, что одних только сценических костюмов для нее необходимо сшить больше двухсот. Выпуск спектакля намечен на февраль.

В декабре в театре оперы и балета во второй раз пройдет фестиваль «Вива оперетта». Помимо спектаклей и гала-концерта с участием приглашением солистов в его рамках состоятся камерные проекты также с приглашенными певцами. Идут переговоры с зарубежными солистами об участии в фестивале.

Награждение победителей фестиваля


Сезон в опере будет богат концертами, музыкальными гостиными, появится новый детский спектакль к Новому году. Кроме того, разработаны 26 программ для школьников образовательного и развлекательного характера.

В опере ожидают совместный проект с Денисом Мацуевым, который тепло отзывался о работе с симфоническим оркестром магнитогорского театра и обещал изыскать возможность провести совместную репетицию, с тем, чтобы снова выступить вместе на фестивале «Денис Мацуев представляет…».

«Импортозамещение» на «Вива опера»

А весной зрителей ожидает XIII Международный фестиваль оперного искусства «Вива опера», который в прошлом году «перерос» рамки города − гала-концерт в Челябинске прошел триумфально, жители областной столицы были приятно удивлены уровнем нашего фестиваля.

«Благодаря “Вива опера” у театра появились обширные международные связи в мире музыки и два партнера в Италии, которые помогают нам в организации фестиваля, – говорит Илья Кожевников. – В конце августа мне довелось принимать участие в качестве члена жюри в международном конкурсе оперных исполнителей в рамках итальянской Интернациональной оперной академии в Монтекатини-Терме. Фестиваль «Вива опера» был среди учредителей конкурса. Мы вручили две премии − тенору из Японии Харуо Каваками и баритону из Китая Чиньянгу Лину. Наградой стало приглашение на фестиваль «Вива опера», который состоится в апреле. Мое мнение как представителя «Вива опера» совпало с мнением жюри: Харуо Каваками также занял первое место в конкурсе. Для меня было большой честью работать в жюри, куда вошли ректор Московской академии хорового искусства имени Попова Алексей Петров, главный дирижер театра «Новая опера» Ян Латам Кёниг и другие известные люди. Председателем жюри выступил главный дирижер музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов – он известен по проекту «Большая опера». От имени «Вива опера» мы отметили еще также певицу из Украины Ирину Украинец и молодую исполнительницу из Китая Джин Чиан».

Чиньянг Лин из Китая получил в Магнитогорске премию


Акцент грядущего фестиваля «Вива опера», возможно, сделают на русской опере, в частности, на спектаклях на пушкинские сюжеты – это связано с предстоящим 220-летием поэта. К тому моменту в репертуаре театра будет уже три оперы по произведениям Александра Сергеевича, исполнить их прекрасные арии могли бы ведущие солисты российской оперы, возможно, дадут свое согласие звезды прошлого фестиваля Александр Краснов и Олеся Петрова, поющие в Большом театре. Заключительный же гала-концерт представит публике интернациональный состав исполнителей. Не исключено, что кроме Магнитогорска и Челябинска это яркое действо увидят и в других городах региона.

«Дубровский» «из первых рук»

Театр оперы стал победителем конкурса на грант главы Магнитогорска «Вдохновение», средства которого пойдут на осуществление еще одного эксперимента − постановку мюзикла «Дубровский» Кима Брейтбурга, известного композитора и музыкального продюсера, автора множества эстрадных хитов, исполненных Филиппом Киркоровым, Борисом Моисеевым и другими звездами. Продюсером постановки выступит автор.

«Это будет спектакль “из первых рук”, − говорит Илья Кожевников. – Некоторые театры сами ставят мюзиклы, но поскольку Ким Брейтбург специализируется на этом жанре, мы решили пригласить его в постановочную группу. Он сам предложил кандидатуры режиссера, хореографа, художника-сценографа. Постановщики стажировались на Бродвее, их редакция мюзикла многократно апробирована, все недочеты устранены. Уже заключен договор, запланированы несколько приездов постановочной группы. Спектакль должен быть доведен до совершенства, одно из условий договора предусматривает не менее десяти прогонов готового спектакля. Публике хотим представить продукцию высочайшего качества – произойти это должно в октябре 2019 года».

В связи с постановкой «Дубровского» театр ожидает «техперевооружение»: на сцене большого зала должны появиться проектор и экран – они помогут значительно обогатить сценографические возможности театра в целом. Это удешевит производство спектаклей – имея проектор, уже не нужно изготавливать большое количество декораций, и для сцены оперного театра с ее небольшими пространственными возможностями это наилучшее решение. Проекционное оборудование было давней мечтой коллектива, и благодаря гранту главы города она сбудется.

К постановке высокотехнологичного мюзикла необходимо обновить и парк звукового и светового оборудования. В спектакле будут налагаться друг на друга звучание живого оркестра и записанных треков – это коснется участия электронных музыкальных инструментов. Дирижеру нужно будет не просто управлять оркестром, но и синхронизировать звучание − совершенно новая задача для музыкантов театра.

Exit mobile version