Чтобы учёба была в радость. Психолог – о подготовке детей к учебному году

Магнитогорск. Скоро 1 сентября, уже наутюжены брючки и юбочки, уложены в портфели дневники и тетрадки, приготовлены банты и начищены туфли.

Школяры готовы к круговерти учебной жизни, а задача родителей – не дать им уйти туда с головой, помочь в трудную минуту. В этом нам поможет психолог Алина Чинючина.

Адаптация к школе предстоит не только тем, кто впервые переступит порог учебного заведения: сложные этапы ждут 1 сентября тех, кто отправится в пятый и десятый классы.

Первый раз в первый класс

«Тяжелее всего первоклассникам, у них меняется весь стиль жизни, – говорит психолог. − Был дошкольник – стал ученик, был малыш – стал практически взрослым».

Важно, чтобы к этим изменениям ребенок был готов. Специалисты проверяют это простейшим тестом − просят ребенка перекинуть руку над головой и взять себя за мочку противоположного уха: достал – готов, нет – посиди еще в детсаду. Это простое испытание поможет выяснить, насколько созрел позвоночник и организм в целом, отследить развитие моторики и координации.

Психологи считают, что большинство проблем у первоклашек − из-за повышенных амбиций родителей. Малыш может быть готов интеллектуально: уметь читать, считать и знать таблицу умножения, однако, не созрев психологически, он будет предпочитать куклы и машинки приготовлению домашнего задания, отвлекаться, рыдать над тетрадками, а физическая незрелость приведет к тому, что ученик будет быстро уставать, могут начаться проблемы со зрением и осанкой, а частые болезни начнут мешать учебному процессу.

Ситуации, когда детей из первого класса возвращают в детсад, нечасты, но многим было бы проще начать учебу не в шесть с половиной, а в семь с половиной лет, чтобы чувствовать себя с одноклассниками на равных.

Независимо от уровня готовности к школе каждый первоклассник, пятиклассник и десятиклассник проходит период адаптации. Обычно она длится полтора месяца, и к концу первой четверти ребенок входит в привычный ритм. У одних она проходит быстро и незаметно, у других может занять полгода, а иногда и год.

В первые месяцы школьной жизни первоклашки больше устают, тревожнее спят, чаще капризничают. Снижаются их аппетит и масса тела. Кто-то может вернуться к дневному сну. Случаются и чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, искаженное представление о своих способностях и возможностях.

Учительница первая моя

Не всегда у нас есть возможность выбрать хорошего учителя, а порой выбор оказывается неудачным. Но не стоит критиковать педагога при ребенке. Учитель – авторитет для малышей, и если отношения не складываются или вы не согласны со взглядами педагога, лучше это обсудить с ним приватно, не вовлекая ученика. Но если видите, что не получается найти компромисс – переводите в другой класс, другую школу, но не ломайте ребенку психику. Ведь «учительница первая моя» оказывает огромное влияние и на подрастающую личность, и на ее отношение к учебе, и на коллектив класса в целом.

Тревожит ситуация, когда не складываются отношения с одноклассниками. Одно дело, когда ребенок не может выбрать себе друга, но ровно общается с детьми, другое, если дерется со всеми или, напротив, страдает от обид и насмешек, не может назвать имена тех, с кем учится. Алина Чинючина рекомендует родителям подойти в школу к тому времени, когда дети заканчивают учиться, и понаблюдать, как их ребенок ведет себя, как общается с другими, поговорить с учителем, если проблему решить не удается – обратиться к школьному психологу.

Учеба – это огромная нагрузка, поэтому лучше максимально сократить дополнительные кружки и секции. Оптимально оставить одну, и пусть это будет физическая нагрузка – спорт, танцы, гимнастика, чтобы ребенок смог выплеснуть скопившуюся в школе энергию. Стоит ограничивать его общение с компьютером, телефонами, планшетами. А вот чтению – зеленый свет, главное, чтоб книги были по душе. Развивая скорость и осмысленность чтения, ребенок будет быстрее готовить домашнее задание, да и на уроке ориентироваться оперативнее.

Мы уже не малыши!

Непросто начнется новый учебный год для тех, кто переходит на среднюю ступень. Вместо одной учительницы − целый сонм педагогов, и у каждого свой характер, свои требования, вместо одного класса − вся школа, где поначалу пятиклассники могут и заблудиться. Если учительница начального звена была с ними почти все время, теперь классного руководителя дети могут видеть не каждый день, значит, больше ответственности переходит на них самих. Да и темп учебы возрастает, появляется много новых предметов, при подготовке к уроку нужно использовать не только учебник, но и ресурсы библиотеки, Интернета.

Часто в этот период может снижаться успеваемость. Важно донести до ребенка, что новые учителя – это и новая возможность выстроить отношения с предметом, в чем-то преуспеть.

Сказывается и начало подросткового возраста, когда юная личность начинает задумываться о своем месте в мире и больше интересуется отношениями со сверстниками. Это и период бурного роста, начало гормональных изменений, что может стать причиной ухудшения здоровья. Если ребенок жалуется на головные боли, боли в животе и спине, это могут быть первые показатели и проблем с адаптацией, и «звоночки» о неполадках в организме.

Резкое увеличение требований происходит в 10 классе, а приближающиеся ЕГЭ и необходимость в скором времени выбора жизненного пути добавляют нервозности.

«Мой совет родителям старшеклассников: не набирать кучу репетиторов в разных областях, – резюмирует Алина Чинючина. − Подчас родители загружают сына или дочь физикой, литературой, химией, обществознанием, а потом удивляются, что уровень тревожности у него зашкаливает».

Есть контакт?

Если ученик нормально усваивает материал, спокойно относится к школьному распорядку, учителю и сверстникам, охотно рассказывает о своих делах, положительно реагирует на собственные успехи в школе, без напоминаний и контроля делает домашние задания, значит, «полет идет нормально».

Но если он с проблемами встает утром, отказывается идти в школу, болеет в течение всей зимы, не понимает объяснений учителя, часто отвлекается, садится за уроки только после скандала, не может найти свое место в коллективе, пребывает в подавленном настроении, раздражительный, плаксивый или, наоборот, излишне активный, часто говорит «я плохой» или «все плохие», пора бить тревогу и обращаться к специалисту. В большинстве случаев на проблемы с адаптацией обратят внимание родителей педагог или школьный психолог, но стоит и самим быть внимательнее к ребенку в этот непростой период.

Право на ошибку

Помочь может, во-первых, психологическая поддержка: «Для нас ты – хороший, то бы ни думали другие. Точка». А дальше дело техники – упражнения напишутся, уравнения решатся, корни извлекутся, Волга неизменно впадет в Каспийское море. Был бы позитивный настрой.

Дайте человеку право на ошибку: некрасивый крючочек – это не трагедия. И 2+2=5 – тоже. Не сравнивайте его успехи с достижениями других, не говорите: «А вот Маша…», «а вот я в твои годы…» Вспомните, как непросто вам давалось что-то в детстве, а ваш ребенок совершит свои ошибки, предоставьте ему такую возможность.

Позвольте ему стать большим. Зачастую причиной того, что ребенок не может без контроля со стороны взрослых сделать уроки, является не только его психологическая незрелость, но и отношения в семье. Не пора ли в чем-то отпустить своего уже подросшего малыша?

«Касается это не только первоклассников, – отмечает специалист. – И в случае с десятиклассниками зачастую стоит передать контроль над ситуацией ребенку, при этом дав понять: если что − поможем обязательно, только скажи. Это актуально в вопросах не только учебы, но и отношений в новом классе: если есть сложности, пусть сначала сам разберется, а то одноклассники засмеют, что мама ходит на “разборки”».

Не забывайте про самые простые требования, например, про режим: важные девять часов сна, завтрак, смена труда и отдыха порой творят чудеса.

Кстати, уже сейчас стоит восстанавливать режим ребенка, подгоняя распорядок дня к школьному: если сын или дочь ложились в час ночи и спали до обеда три месяца, трудно враз перестроиться. Постепенно приближайте отбой к десяти вечера, а подъем – к семи часам утра.

Будите с утра ученика спокойно, лучше пусть немного времени останется в запасе на «раскачку», чем создастся ощущение вечной спешки. Постарайтесь уговорить его позавтракать или хотя бы перекусить – не зря пословица гласит: «Голодное брюхо к учению глухо». Не читайте сыну или дочери нотаций, лучше пожелайте успехов. Да и после школы дайте ребенку возможность немного расслабиться, а уж потом приступайте к расспросам. И не забывайте оставить малышам хоть немного времени для игр, а старшим – для общения со сверстниками.

Очень важно организовать качественное рабочее место – с полками для учебников и тетрадей, хорошим освещением, без отвлекающих предметов. Если это не единственный ученик в доме и нет возможности выделить ему отдельный рабочий стол, пусть будет хотя бы своя полка или ящик в столе, где располагаются только его вещи. Немаловажно прививать гигиенические навыки – чистота тела и опрятность одежды помогут избежать насмешек.

И главное – поддерживайте связь с учителем не только в вопросе оценок или расспросов вроде «что мой опять натворил?», но и в обсуждении всех важных аспектов поведения и мироощущения вашего ребенка.

Хорошего вам учебного года!

Exit mobile version