“Дорогами моего отца”. Краевед из Магнитогорска рассказала о путешествии в Крым

Магнитогорск. Краевед Галина Гончарова рассказывает о путешествии в Крым, которое она совершила в сентябре 2014 года

Воин, строитель и человек

Мой отец, Иван Афанасьевич Сосновский, призванный на фронт в первые дни Великой Отечественной войны в качестве рядового сапера, воевал храбро. Но все большое воинское подразделение, в составе которого он служил, на третий год войны попало в немецкое окружение. Отец оказался в плену.

После освобождения он вместе в другими репатриированными был отправлен в Магнитогорск − на восстановление народного хозяйства. В 1946 году отец начал работать бухгалтером в тресте «Магнитострой», где трудился вплоть до пенсии, кроме десяти лет, когда семья жила в совхозе Нагайбакском и в Республике Адыгея. Вернувшись с Кавказа в Магнитку, папа продолжил работу в родном «Водоканалстрое».

Он искренне любил маму, восхищался ее талантами и красотой. Они прожили в браке 48 лет, не разнимая рук. Папа очень любил своих внучек… Все это вызывало у меня глубокое уважение к нему. Может, поэтому и хотелось проехать по родным местам отца, чтобы почтить его память и в благодарность за то добро, что он для меня сделал.

Кавказ – Крым

Анапа, шесть часов 30 минут утра. Звоню в Темрюк подруге Галине Суфияновой – сокурснице, очень талантливой художнице, и сообщаю, что купила билет, радуюсь, что встречусь с ней скоро…

Сходили с Галей в краеведческий музей Темрюка, я была очень обрадована, увидев черепицу из глины − такую же, какую делали в станице Магнитной. Поразила чистота города. Моя подруга, прожив в нем более 30 лет, гордо говорила: «Мы, кубанцы (с ударением на последнем слоге), любим порядок».

Кубань – казачий край. Неспроста на Таманском полуострове была создана Атамань − новая станица, этнодеревня казачьего быта, где отмечают праздники молодой семьи, проводят фестивали кубанской кухни, ярмарки, конные состязания, мастер-классы местных ремесленников. Мне все это очень близко. Я долго стремилась воплотить свою задумку – этномузей станицы Магнитной с этнографическим подворьем, обрядовой горницей «Коло года», рукомесленными мастерскими, кафе «Казачья кухня».

Попрощавшись с Галей Суфияновой, я отправилась в Феодосию. Через порт Кавказ переправлялась на пароме на крымский берег в город Керчь. Керченский пролив всего-то шириной четыре – пять километров. Переправа длилась полчаса. Паром представлял собой посудину в несколько ярусов, внизу располагалось до 160 автомашин и автобусов. Поднявшись по двум эскалаторам на верхние палубы, пассажиры очень комфортно устраивались на открытых палубах или в закрытых залах − каютах, где есть телевизоры, кофе, чтиво.

Далее автобус побежал по голой выжженной степи с легкими увалами слева, ближе к морю, вдоль которого вытянулся на многие километры город Керчь. И только у Феодосии стало появляться больше зелени.

Феодосия. Земля отца

В Феодосии жил мой отец, учился, влюблялся. Меня многое интересует в его судьбе. Сколько лет учился, если окончил техникум в 1938 году, где жил − на квартире, в общежитии, у родственников? Учебу он окончил восемнадцатилетним, потом три года работал. Уже на Урале вспоминал: служил немного в Пантикапее, куда был распределен после техникума. Пантикапей – это нынешняя Керчь. Папа этот город называл по-старому. В последние годы перед войной трудился бухгалтером в Бахчисарае. Оттуда и был призван на фронт Великой Отечественной.

Иван Афанасьевич Сосновский в период учебы в школе 1934 г. (верхний ряд, второй справа)


В первый день после приезда в Феодосию хотелось найти хотя бы здание техникума, где учился отец. Он закончил финансово-экономический, так записано в его военном билете. Из Интернета выяснила, что в городе существует финансово-экономическая академия. Увидела ее представительное здание, прогулялась по лестнице до второго этажа. По ней, возможно, ходил и мой отец. Меня мучило нетерпение: что-то я узнаю интересного, нового о городе моего папы, городе моих кумиров Константина Богаевского, Ивана Айвазовского, Максимиллиана Волошина, Александра Грина, Марины Цветаевой?

Первым делом в Музее древностей имени Семена Броневского зашла к заместителю директора по научной работе Галине Кулясовой, которая уже сорок лет там работает и многое знает. Одна из тем исследований Галины Анатольевны – «Работа Феодосийского краеведческого музея с группами Народного Союза Германии по захоронениям солдат вермахта». Она ее представляла на научных чтениях, посвященных 195-летию Музея древностей.

Инициатором создания музея в 1811 году стал градоначальник Феодосии в 1810 – 1816 годах Семен Броневский. В основу коллекции легло собрание редкостей феодосийского купца Джеварджи. Для музея выделили тогда небольшое здание старой турецкой мечети на Карантине, затем коллекции располагались в памятнике-часовне генералу Котляревскому, построенном Иваном Айвазовским на горе Митридат (архитектор Резанов). К сожалению, это изящное и романтическое произведение зодчества было разрушено во время бомбежек в годы борьбы с фашизмом. Располагался краеведческий музей и в бывшем доме Ивана Айвазовского.

В октябре 1941 года 345 наименований экспонатов музея были эвакуированы в Сочи. Наиболее ценные из оставшихся после эвакуации вещей оказались в Германии. Награбленное удалось вернуть лишь частично. В 1987 году Музей древностей переместили в здание конца XIX – начала XX века по адресу: проспект Айвазовского, 11.

Иван Афанасьевич Сосновский, 1920 г.р. Одесса


Мой отец в довоенный период, скорее всего, видел это собрание древностей. В музее я надеялась получить интересную информацию о финансово-экономическом техникуме, но выяснилось, что в довоенной Феодосии работало семь техникумов: педагогический, железнодорожный, советской торговли, сельскохозяйственный, гидрометеорологический, физической культуры, медицинский. Возникло предположение, что в каком-то из них и было финансово-экономическое отделение, возможно, в техникуме советской торговли.

В 1930-е годы интенсивно развивалось курортное дело. Санатории и дома отдыха размещали в бывших особняках городской дачной зоны. Ныне большая часть уцелевших в Великой Отечественной войне дач располагается на проспекте Айвазовского с видом на море.

Интересно, что чаще всего туристы в те годы посещали галерею Ивана Айвазовского, исторические памятники города, порт, археологический музей, ракушечную мастерскую, консервную и табачную фабрики. В этот период в городе возникло много культурных учреждений, клубов − водников, совторгслужащих, строителей. В то время часто проводили танцевальные вечера, играли спектакли, устраивали «литературные суды»… Участвовал ли в них мой отец?

По «Богом данной»

В пять часов вечера после посещения музеев Древностей, Грина, Айвазовского я стала участницей познавательной экскурсии «По Богом данной» (так переводится с древнегреческого название Феодосии) с экскурсоводом, писателем, исследователем Андреем Корнилецким.

Феодосия ранее называлась у аланов Ардавда, у генуэзцев – Каффа, у турков – Кефе (или Кучук-Стамбул). Древнегреческое имя города – Феодосия − вернулось к нему в XVIII веке при Екатерине II.

Мы двигались по набережной Феодосии и любовались дачами Стамболи, «Викторией», «Виллой», «Милос», принадлежавшими караимам-промышленникам Стамболи, Крыму, Хаджи, банкиру Ратгаузу.

Восторгаясь великолепной архитектурой, достигли музея Айвазовского с памятником мэтру перед зданием галереи. Для феодосийцев этот художник – отец города, сделавший для него очень многое. Галерея всегда считалась культурным центром Феодосии. Благодаря личной дружбе Айвазовского с государем-императором была построена железная дорога и современный морской торговый порт, проложен водопровод в город из имения Айвазовских в Субаше − фонтан Айвазовского можно увидеть в городском саду. Рядом с ним другой памятник – фонтан «Доброму гению». Он посвящен жене художника Анне Никитичне. Сохранилась армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия), в которой Айвазовского крестили, тут он венчался, здесь же его и отпевали. На территории этой церкви склеп – захоронение Ивана и Анны Айвазовских. На надгробии надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»…

В Феодосии можно увидеть несколько генуэзских башен (Святого Константина, Климента VI и Криско (Христа), Доковую), также сохранились православные, католические и армянские церкви, мусульманские мечети, иудейские синагоги, караимские кенасы. Напротив мечети Муфти-Джами, памятника османского зодчества, в средние века находился крупнейший в Европе рынок рабов, где была продана в гарем турецкого султана легендарная Роксолана.

Продолжение следует…

Exit mobile version