В обманчивой тиши музеев. Магнитка дала «путевку в жизнь» одной из легенд Подмосковья

Магнитогорск. В экспозиции историко-краеведческого музея «Дороги в прошлое», приуроченной к 275-летию станицы Магнитной, представлены два художественных полотна, принадлежащих кисти Дмитрия Петкова, создателя и первого руководителя учреждения. Дмитрий Вербанович оставил о себе добрую память не только в Магнитогорске.

Рекомендация из Магнитки

Родился Дмитрий Петков в Санкт-Петербурге в семье инженера-транспортника. В 1930 году окончил в Свердловске конструкторские курсы, работал в проектном отделе Стройбюро и изучал рисунок и живопись в свердловской студии Ассоциации художников революционной России. В 1934 году семья переехала в Смоленск. Там Дмитрий Петков работал в Заппромстройтресте, продолжал заниматься живописью и в 1936 году перешел художником сначала в Дом санитарного просвещения, а потом в Смоленский областной музей. В то же время Дмитрий Вербанович учился на заочном отделении Московского института коммунального строительства.

Дмитрий Петков из-за серьезного заболевания сердца не подлежал демобилизации, поэтому в начале Великой Отечественной войны вместе с супругой был эвакуирован на Урал. Трудился на башкирских рудниках инженером-строителем, а в 1943 году прибыл в Магнитогорск в связи с переходом на работу в управление производственными предприятиями треста «Магнитострой».

В нашем городе Дмитрий Вербанович также возглавлял изостудию Дворца металлургов. 

В 1944 году трудовые коллективы Магнитки вышли с инициативой создать городской музей, задачей которого было отразить героическую историю строительства Магнитогорска и вклад тружеников тыла города в исход Великой Отечественной войны. Идея получила поддержку у властей города, в 1945 году ее одобрил Совет народных комиссаров.

По решению бюро горкома ВКП(б) с июня 1945 года Дмитрий Петков был переведен на должность директора Магнитогорского краеведческого музея. Перед первым руководителем стояла задача создания учреждения. Ему предстояло подыскать помещение, подобрать сотрудников, собрать материалы для первых экспозиций.

Дмитрий Петков, кроме обязанностей директора, выполнял в музее художественные работы, читал лекции.

В ту пору он руководил городским отделением по распространению политических и научных знаний – в будущем отделением Всесоюзного общества «Знание».

Первая экспозиция Магнитогорского краеведческого музея была открыта в мае 1946 года в здании школы №31, освободившемся после военного госпиталя, и состояла из разделов, посвященных истории горы Магнитной и Великой Отечественной войне. Посетители знакомились с документами, рисунками, фотографиями, коллекцией минералов. Одна из первых значительных коллекций музея была сформирована в результате участия сотрудников музея и его директора в археологических экспедициях в окрестностях Магнитогорска под руководством крупнейшего археолога Урала Константина Сальникова.

В биографической публикации «Человек яркий, судьба трагическая» кандидат исторических наук Владимир Козлов и кандидат технических наук Дмитрий Трутнев пишут, что новая работа подвигла Дмитрия Петкова к активному изучению истории Урала и Магнитогорска – эта тема отражена в четырех его научных работах.

В начале 1950-х годов Петков окончил исторический факультет Магнитогорского педагогического института, получив рекомендацию в аспирантуру. В выписке из протокола заседания ученого совета МГПИ указано, что Дмитрий Петков в 1948 году прочел в педагогическом институте факультативный курс лекций по истории изобразительных искусств. Характеристика, данная ему заведующим отделом культпросветработы Магнитогорского горисполкома, гласила: «Владеет техникой живописи и рисунка и хорошо знает оформительскую работу», «часто выступает с лекциями перед массовой аудиторией и пользуется популярностью среди слушателей», «деловыми качествами т. Петкова являются дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие и настойчивость в осуществлении поставленных перед собой задач».

«Благородство и мужество»

Как указывают Владимир Козлов и Дмитрий Трутнев, 28 июля 1953 года Дмитрий Петков подал заявление о допуске к вступительным экзаменам в аспирантуру Государственного исторического музея по специальности «История материальной культуры».

В личном деле аспиранта Петкова отражена работа над диссертацией на тему «Уральская металлургия в 50-х годах 18 века (строительство и организация производства)» с планом защиты в 1957 году. В решении последней аттестационной комиссии от 18 июня 1956 года указано: «Ввиду загруженности т. Петкова на работе в качестве директора областного краеведческого музея Московской области предложить т. Петкову перейти в заочную аспирантуру».

«Следует отметить, что предложению областного музейного управления возглавить областной краеведческий музей предшествовало предложение руководства ГИМ о переходе Д.В. Петкова в штат музея, которое им не было принято, так как вопрос о жилье в Москве оставался без перспективы решения», − пишут биографы Дмитрия Петкова.

В Истре, где работал областной музей, семья Петковых поселилась в монастыре, Дмитрий Вербанович так и не получил квартиру до самой смерти.

Старожилы города свидетельствовали, что именно при Дмитрии Петкове в музее, сильно пострадавшем в годы войны, появилась первая послевоенная экспозиция. Ее посетителей поражала не только оригинальность решений экспозиционных задач, но и то, что многое в той экспозиции было сделано руками самого директора.

«В разделе природы имелось несколько совершенно оригинальных макетов, объединенных общим названием “Этапы развития жизни на земле” и насыщенных экспонатами, относящимися к Московской области. Известно, что Дмитрий Вербанович неоднократно лично выполнял заказы музеев Урала и Сибири по созданию и изготовлению макетов. Из экспонатов, изготовленных Д.В. Петковым, в истринском музее до наших дней сохранились только статуэтки из цветного строительного пластилина, − типажи, относящиеся ко времени патриарха Никона. Среди них были бояре, крестьяне, мастеровые люди, стрельцы, купцы и другие персонажи», − пишут биографы Петкова.

Музееведы считают, что в успехе возобновления музейной жизни в «Новом Иерусалиме» (так называется теперь музейно-выставочный комплекс Московской области) после его уничтожения в 1941 году решающую роль сыграло приглашение Дмитрием Петковым на работу в качестве научных сотрудников музея специалистов из Москвы.

Рассказывают авторы и о его «благородстве, граничившем с мужеством и бесстрашием».

Среди московских специалистов, привлеченных Петковым к работе в музее, был Натан Эйдельман, в 1950-х годах известный демократическими воззрениями правозащитник. Он находился под пристальным вниманием карательных органов и обладал «волчьим билетом», не имея возможности найти работу ни в одной из организаций Москвы. Работая в Истре, Натан Яковлевич нашел в архивах музея документы о корреспондентах «Полярной звезды» и деятельности Александра Герцена, что позволило ему написать кандидатскую диссертацию на эту тему.

Отец одного из бывших экскурсоводов музея Александра Авакова был соседом и другом Дмитрия Вербановича, работал его заместителем. Аваков вспоминал об одном из эпизодов, связанных с периодом директорства Петкова: «…Поздняя осень. Ночь. За окном проливной дождь. Дмитрий Вербанович звонит в квартиры сотрудников музея, живущих в монастыре, собирает на аварийную работу. Рухнул свод Дамасской башни, в которой хранился в связках библиотечный фонд музея. Сотрудники до утра таскают связки книг в свои квартиры (другого помещения нет), вытирают и сушат книги. А затем в течение полугода ходят по своим квартирам, протискиваясь между штабелями этих связок».

Талантлив во всем

В то время в Истре активно развивалась театральная жизнь. Самодеятельный драматический коллектив получил в 1966 году статус народного театра.

А одним из успешных режиссеров-общественников, подготовивших его к переходу в новое качество, был Дмитрий Петков.

В конце 1950-х годов он поставил пьесу «Волки и овцы» Александра Островского, в которой выступил в качестве актера, исполнив одну из главных ролей. На вечер памяти Александра Островского, где был показан этот спектакль, приезжал внучатый племянник великого драматурга, который очень тепло отозвался о работе истринского театрального коллектива.

«Обладая энциклопедическими знаниями в различных сферах, он никогда не демонстрировал своего превосходства над собеседником. Но при этом манера его общения внушала такую высокую степень уважения к нему, при которой человек не мог позволить себе никакой облегченности поведения по отношению к Дмитрию Вербановичу. В манере его общения неизменно проявлялся его жизнерадостный вкус к жизни в ее повседневных проявлениях. Он любил застолье и, будучи искусным кулинаром, любил угощать друзей», − писали о Петкове Владимир Козлов и Дмитрий Трутнев.

Роковые страсти

В пору директорства Дмитрия Петкова в музее Истры работал Лев Лебедев, талантливый исследователь, разносторонне образованный. Его приятелем был художник-реставратор, бывший студент Строгановского училища, отчисленный за увлечение библейскими сюжетами. Под влиянием приятеля Лебедев надел крест и рясу, и в таком виде выходил на работу. В музее у него происходили острые диспуты с другим сотрудником – воинствующим атеистом Колобыниным. В результате от Дмитрия Петкова потребовали увольнения Лебедева. Но Петков не был сторонником силовых приемов в решении идеологических вопросов…

И вот, как свидетельствуют биографы, «в 1963 году культурная общественность Подмосковья была потрясена разгромной статьей в газете «Ленинское знамя», печатном органе Московского Обкома КПСС. Речь шла о «вопиющих недостатках» воспитательной работы в музее «Новый Иерусалим», один из научных сотрудников которого перешел в лоно православной церкви».

Дмитрий Петков тогда «собрал научных сотрудников и объяснил им, что, пока не разразилась гроза, лучше уйти с чистыми характеристиками». В 1964 году он был освобожден от должности директора музея. Возвращаясь поздно вечером на поезде из Москвы, где в областном комитете по культуре решалась его судьба, Дмитрий Вербанович подвергся внезапному удару тяжелой болезни – его настиг инсульт.

В дальнейшем Дмитрий Петков преподавал обществоведение в школе Истры, активно сотрудничал в обществе «Знание», не терял связи с музеем, всегда откликался на просьбы сотрудников, помогал советом и делился знаниями.

Он ушел из жизни в 1969 году. А в семье Дмитрия Петкова по сей день хранят десятки его картин, написанных в разное время. Часть полотен была подарена друзьям. Еще несколько есть в фондах Магнитогорского историко-краеведческого музея, чем не может похвастать даже подмосковный музей «Новый Иерусалим».

Exit mobile version