Всему начало – триколор. Подарок из Башкортостана привезли в Магнитогорск три уфимские художницы

Магнитогорск. Около 30 живописных произведений Ренаты Малютиной, Елены Веревкиной и Ольги Фроловой украсят зал Магнитогорской картинной галереи.

На счету авторов множество персональных выставок, участие в форумах. В творческий проект «Триколор» представительницы уфимской школы изобразительного искусства объединились более полугода назад, в его рамках проведено несколько выставок в музеях и галереях Башкортостана. Теперь полотна мастериц могут посмотреть и жители нашего города.

«Со столицей Башкортостана нас объединяют крепкие творческие связи, − сказала на открытии “Триколора” научный сотрудник Магнитогорской картинной галереи Лилия Филатова. – Одна из первых наших персональных выставок была собрана из картин уфимского живописца Ахмата Лутфуллина, потом мы знакомили магнитогорцев с творчеством Бориса Домашникова, Евгения Винокурова и представителей творческого сообщества “Артыш”. Самобытность и колорит отличают и работы приехавших к нам молодых художниц. Их произведения созданы на грани эксперимента и реальности, тем не менее они органично дополняют друг друга».

Как рассказали гостьи из Уфы, начало творческому союзу положил «Яркий дуэт», в который вошли Ольга Фролова и Рената Малютина. Позже к ним присоединилась Елена Веревкина. В конце 2017 года началось тесное общение художниц в рамках творческого союза «Триколор». В этом названии отражено и то, что в проект входят три автора, и взятые за основу основные цвета – синий, красный и желтый, именно при их смешивании получается любой другой оттенок.

Лирикой и душевностью проникнуты картины Ольги Фроловой. Имея специальность дизайнера полиграфии, девушка занималась росписью по ткани, несколько лет жила в Китае, постигая секреты тамошних мастеров. Серия «Мишки», представленная в Магнитогорске, несет ощущение семейного уюта и вечных человеческих ценностей. По признанию автора, за милыми фигурами одного из российских символов стоят воспоминания из собственной жизни и давние мечты. Ольга, используя полудетскую аллегорию, создала серию картин, близких к стилю «наив». «Мишки» приобрели популярность и большей своей частью были реализованы или подарены. До Магнитогорска доехали три произведения из «мишкиной династии». Весьма интересна еще одна серия, посвященная чайникам. У каждого из них свой характер – где-то выражена радость, где-то грусть, один, домашнего обихода, в напряжении, другой весело присвистывает, а светлый отблеск на боку его собрата напоминает убывающую луну.

В разговоре о национальном колорите участвует Елена Веревкина:

«Мы впитываем особенности той среды, в которой живем. Несколько моих картин, которые вы здесь увидите, − также воплощение моей мечты. Я побывала на Гоа и на пляжах сделала эскизы. Потом приехала домой и доработала их пастелью и маслом. Не забыла изобразить и цветочную гирлянду, которую мне подарили во время путешествия. Вообще на этой выставке я представила себя весной, выразила ассоциации, которые связаны с пробуждением природы. На этой картине, например, просыпается холодное норвежское море. Когда я начала писать качающийся на волнах корабль, все эскизы был готовы. Но потом в моем представлении появился еще один герой − непослушный дракон».

Художница рассказала о его интересных свойствах. В зависимости от того, где зритель стоит, дракон принимает совершенно другой облик, создается ощущение, что он движется. Эта работа побывала на многих выставках, и большинство зрителей были удивлены такой изменчивостью картины. Елена Веревкина по образованию − архитектор-дизайнер, но ее творческая натура не смогла удержаться в рамках выбранной профессии. После двенадцати лет работы архитектором и преподавательской деятельности Елена ушла в свободное творчество.

Манеру письма Ренаты Малютиной искусствоведы определяют как стык фовизма (обобщение пространства, объема и рисунка, сведение формы к простым очертаниям) и экспрессионизма. Свою первую персональную выставку Рената открыла в шесть лет. Талант живописца ей передался от отца и знаменитого прадеда Сергея Малютина – автора росписи первой русской матрешки. Яркость, экспрессия, стремительность линий составляют ее индивидуальный стиль, напористая живопись автора выражена в объемных мазках. «Такое ощущение, будто бы сама краска встает на дыбы», − так написала в своей рецензии поклонница искусства из Екатеринбурга. Не все представленные в экспозиции полотна постмодернистского направления можно было разгадать, и мы обратились за помощью к автору:

«В диптихе “Целое” все очень просто, это разрезанное на половинки яблоко. Здесь есть философский смысл – одно целое, две половины, и обе они самоценны и самостоятельны.
При написании полотен есть ощущение, что я выкладываю мозаику из цветных камней. Холст и масло я воспринимаю как некое панно, которое украшаю скульптурно, в объеме. Какие-то картины пишу на одном дыхании, какие-то долго. На палитре я не смешиваю краски вообще. Они вступают во взаимодействие друг с другом только на холсте. Элемент случайности имеет место, но обычно композиция математически выстроена. Что касается совершенно разного восприятия моих произведений, есть такой термин − конгениальность зрителя, читателя, то есть насколько человек начитан или “насмотрен”. Он видит какие-то аллюзии, аллегории, может быть. Находит свои смыслы, которые я не закладывала изначально. Это и есть некий постмодернизм».

Действительно, пришедшие на открытие выставки зрители долго разгадывали, почему одна из работ Ренаты Малютиной называется «Бабочка». Потом вроде бы нашлись и крылья, и «лицо» с усиками, нарисованные автором с помощью энергетического замеса ярких красок, необычных форм и густых мазков. Экспозицию украшали также реалистичные живописные работы, несущие красоту родного края и заграничной экзотики. Представительницы совета ветеранов Ленинского района, которым очень понравились работы художниц из Башкортостана, пригласили их отпраздновать вместе с магнитогорцами День металлурга. В свою очередь, Ольга, Елена и Рената выразили благодарность устроителям выставки во главе с куратором Ольгой Шадриной, которые, проведя монтаж в их отсутствие, сумели угадать вкусовые пристрастия авторов.

Exit mobile version