Татьяна Баштанова: «Вживаться в роль приходится иногда “через не могу”». Актриса Магнитогорской драмы − в жизни и на сцене

Магнитогорск. Заслуженная артистка России Татьяна Баштанова недавно отметила юбилей.

Актрису Барнаульского краевого театра в 1977 году пригласил в наш город главный режиссер драмы Юлий Тамерьян. Из полувека, отданного театру, более сорока лет Татьяна Николаевна подарила сцене магнитогорской, где сыграна большая часть ее ролей.

Лучшими из них стали роли героинь из произведений классиков – царица Ирина из «Царя Федора Иоанновича» по пьесе Алексея Толстого, Аксинья из шолоховского «Тихого дона». В «Деревья умирают стоя» по пьесе Алехандро Касоны Татьяна Баштанова играла внучку Марту-Изабеллу – это был ее дебют на магнитогорской сцене. Четыре десятилетия спустя Татьяна Николаевна мечтает сыграть в той же пьесе бабушку… С большой благодарностью вспоминает Баштанова режиссера Эмиля Вайнштейна, работа с которым повлияла на творческий рост актрисы.

В 1970-е годы идеологи страны Советов приветствовали появление спектаклей на рабочую тему. Добрые воспоминания оставила совместная работа с народной артисткой СССР Татьяной Пельтцер над пьесой на производственную тему «Мои Надежды». «Моей замечательной, талантливой партнерше Татьяне Баштановой – младшей Надежде», − такой автограф оставила на память Татьяне Николаевне «любимая бабушка всей страны», сыгравшая в постановке Надежду-старшую.

 

Есть и желанные роли, которые так и «не сбылись», например, королева с трагической судьбой Мария Стюарт. Памятны и те, над которыми работать было не так просто.

«Вживаться в роль приходится иногда “через не могу”, − говорит Татьяна Николаевна. – Отторжения быть не должно. Даже если играешь суперзлодея, ты должен его оправдать, найти мотивы, которые им двигали – “присвоить нутром” материал».

Дважды Татьяне Баштановой приходилось работать в кино – в картинах «Четыре листа фанеры» Ивана Гаврилюка и Сайдо Курбанова и сериале «Ленинград 46» Игоря Копылова, где она играла цыганку в нескольких эпизодах, да так, что никому и в голову не пришло сомневаться в ее цыганских корнях.

«Между театром и кино колоссальная разница, − рассказывает Татьяна Баштанова. – В театре больше места искусству, там проживаешь роль от начала до конца здесь и сейчас, на что нужно немало душевных сил. Сцена – великая вещь, там проходят все болезни − головная боль, сердцебиение и даже хромота, так велика концентрация актера на образе. Поэтому зрительский интерес к театру не угасает, люди и в наш век разобщенности идут в театр за живыми эмоциями, зарядом, который идет от сердца к сердцу. А кино – большое производство, там иногда актер даже не знает, кто его партнер по съемочной площадке – чтобы снять диалог героев, исполнителям их ролей порой не обязательно встречаться» .

Но и театр меняется со временем.

«Театр был моей семьей, мы жили, любили здесь, создавали семьи, растили детей, проводили все свое время. Теперь сюда зачастую приходят только работать, все происходит “на бегу”. Жизнь теперь другая», − говорит Татьяна Николаевна.

Главным подарком нашей драмы к юбилею самой преданной театру актрисы стала июньская премьера комедии Red Hot Mamas по пьесе Дэвида Кристнера в постановке Максима Кальсина. В спектакле Татьяна Баштанова играет одну из центральных ролей − знойную американку Черил Кейси, похоронившую мужа и переехавшую жить в семью сына. Несмотря на возраст, Черил желает пить жизнь полной чашей и искать свое счастье, и спектакль, по большому счету, о том, что каждый человек имеет на это право независимо от возраста.

«Феерия для моей героини начинается почти сразу после возвращения с кладбища, − рассказывает Татьяна Николаевна. – Живой о живом и думает. Она старается забыть прошедшее, но это не так просто. “Я поняла, что никогда ничего не умела делать. Только пила с ним за компанию и ездила в гости”», − осознает героиня, которой предстоит найти себя и свое счастье.

На сцене актриса проживает судьбы разных женщин. Но в жизни Татьяна Баштанова вовсе не похожа на Черил Кейси – она никогда ни за кого не пряталась, всего старалась добиться сама и никому не отдавала право решать что-либо за нее. Поэтому и кумиров, которым она стремилась бы подражать на сцене, у нее не было − искала свой путь в рамках предложенного режиссером видения спектакля. Хотя, безусловно, были актрисы, которые ей очень нравились.

 

Независимый характер и прочный внутренний стержень помогли Татьяне Баштановой и в жизни правильно сыграть свою роль. Воспитав достойным человеком сына (Алексей Калабухов известен магнитогорцам как бывший ведущий музыкальных программ на радио), Татьяна Николаевна радуется успехам внучек Дарьи и Варвары, и вообще с трепетом и обожанием относится ко всем родным и близким людям, находя огромное удовольствие в общении с ними. Кроме того, она – увлеченный садовод, для которого каждый кустик и травка на участке – живые существа, требующие заботы, и… автолюбитель, получивший водительские права в 67 лет. Словом, запаса творческой энергии Татьяны Николаевны хватит еще на множество ролей, хороших и разных, чего и желали заслуженной артистке близкие и коллеги в честь юбилея.

Exit mobile version