Магнитогорск. Предстоящая пенсионная реформа, о введении которой много говорят в высоких кругах и на кухнях, стала актуальной темой и нашей газеты.
Президент России Владимир Путин поставил перед Министерством здравоохранения задачу повысить продолжительность жизни россиян до 80 лет, сделав соответствующим и качество жизни. Однако механизмы достижения такого результата пока не проработаны. В России у большинства вышедших на пенсии низки как физические, так и материальные ресурсы, увеличение срока ухода на заслуженный отдых в таких случаях сродни смертному приговору.
Вторая проблема – смогут ли граждане РФ найти рабочее место в этом возрасте? К сожалению, технический процесс здесь не очень широко развит, и в тех сферах, где задействован ручной труд, люди работают фактически на износ, «выгорая», теряя здоровье, утрачивая необходимые для полноценной работы функции и потому становясь неинтересными для работодателя.
Несмотря на закрепленный законодательством запрет дискриминации по национальному, половому, возрастному признаку, работодатель уклончиво, но убедительно объяснит 58-летнему мужчине, почему тот не подходит. Да зачастую и сам соискатель согласится, что не справится.
Под колеса аутсорсинга
Как решаются вопросы трудоустройства людей пенсионного и предпенсионного возраста в Магнитогорске сейчас и насколько жизнеспособна грядущая реформа в современных российских реалиях? Поделиться своим мнением мы попросили начальника отдела рынка труда ОКУ «Центр занятости города Магнитогорска» Наталью Чудаеву.
Тенденция проблемного трудоустройства людей старшего возраста сохраняется на протяжении многих лет, отмечает Чудаева. Большую роль сыграл в этом экономический кризис, когда стали сворачивать деятельность индивидуальные предприниматели. Именно кризис наглядно показал, сколько людей было задействовано в этой сфере, имели стабильный заработок, приносили пользу обществу.
Отметим, что нишу представителей низкоквалифицированного и низкооплачиваемого труда – уборщицы, сторожа, санитарки − заполняют, как правило, лица пенсионного и предпенсионного возраста, люди с ограничениями по здоровью – те, кто не может справляться с интенсивной деятельностью на производстве. Благодаря таким изменениям санитарки-пенсионерки, проработавшие свой век в больнице, остаются не у дел. Сейчас, когда их выводят из штата организаций, они в растерянности. Массовые жалобы идут в адрес самых высоких властей и надзорных органов, но не факт, что они будут услышаны.
Налоги − в «конверты»?
Официальная статистика – лишь вершина пирамиды. В центр занятости обращается малая часть ищущих работу, остальные предпочитают справляться сами. Если брать статистику, не более пяти процентов людей пенсионного и предпенсионного возраста удается трудоустроить по направлению службы занятости. Несколько выше процент самостоятельного трудоустройства, но, как правило, без официального оформления. Таким образом, пенсионер работает, но налоги в казну не идут. Это обратная сторона грядущей реформы: для того, чтобы просуществовать до пенсии, граждане будут вынуждены пойти на любую работу, получать деньги «в конверте» при отсутствии других вариантов. Поэтому ряд экономистов придерживается точки зрения, что увеличение пенсионного возраста не повлияет положительно на пополнение бюджета.
Читайте также:
Сейчас меняется система кадровой политики, активно вводятся профстандарты, критерии профессиональной подготовки, проводится сертификация рабочих мест, в связи с чем работодатель не может не учитывать при подборе кадров состояние здоровья и возраст работника. Зачастую, видя требования к вакансиям в центр занятости, соискатели предпенсионного возраста понимают, что не смогут угнаться за молодыми: уже не те зрение и слух, реакция, знания.
Здесь нужен более индивидуальный подход. Государство должно дать возможность работать тем людям старшего возраста, которые не имеют серьезных проблем со здоровьем, хорошим профессионалам, крепко держащимся за свое рабочее место, но не требовать этого от изработавшихся людей.
Уступите место молодым
Кроме инвалидов и возрастных работников еще одна категория, которая может подпасть под колесо реформы – это граждане, имеющие судимость. Если в 1990-е без высшего образования не брали даже в технички, то сейчас принципиальное требование работодателя – отсутствие «статьи». Да, таким лицам не разрешается занимать определенные должности, вести педагогическую деятельность, однако случаев, когда отказывали в вакансии дворника или повара, тоже предостаточно.
Еще одна проблема в том, что мы забываем о молодежи. В условиях, когда не созданы рабочие места, куда она пойдет, если люди будут работать до 65 лет? Учебные заведения специалиста выпустили, но рабочее место уже занято тем, кому пора на заслуженный отдых. Выходит, молодому специалисту придется ждать еще пять лет, когда это место освободится. При этом он теряет квалификацию, а государство – деньги, которые вложило в его подготовку. Психологи отмечают, что утрата квалификации идет уже в течение первых шести месяцев: теряются реакция, внимание, профессиональные навыки и компетенции.
Куда пойти пенсионеру?
Как сообщила Наталья Чудаева, для граждан предпенсионного возраста в центре занятости есть возможность бесплатно пройти переобучение либо повышение квалификации в рамках государственной программы. В последние годы ее диапазон расширился, теперь такую услугу могут получить и пенсионеры. В нынешнем году этой возможностью уже воспользовались 10 человек. Как правило, это обучение навыкам работы с компьютером для того, чтобы представители старшего поколения могли комфортно чувствовать себя в информационном поле, пользоваться госуслугами, да и возможности найти работу у такого человека прибавится.
Читайте также:
Депутат Госдумы Виталий Бахметьев инициировал обсуждение пенсионной реформы в Магнитогорске
Лица предпенсионного возраста могут освоить профессию кассира, администратора торгового зала и другие. Есть и те, кто хотел бы открыть свое дело, им здесь тоже помогут. Но, как правило, среди вакансий, которые предлагают в центре занятости пенсионерам, – сторож, уборщик, слесарь, гардеробщик. Со специалистами высокой квалификации идет индивидуальная работа.