О том, насколько экономический эффект от нее будет соответствовать ожиданиям, мы поговорили со старшим преподавателем кафедры государственного и муниципального управления персоналом Института экономики и управления МГТУ кандидатом экономических наук Татьяной Майоровой.
Напомним, сегодня приоритетным считается вариант реформы, предлагаемый Министерством финансов: женщины уходят на пенсию в 63 года, мужчины – в 65.
На одного с сошкой…
В первую очередь причина в демографии: сейчас на пенсию выходит многочисленное поколение, рожденное в конце 1950 – начале 1960 годов, на смену им вступают в трудоспособный возраст немногочисленные дети 1990-х. Плюс некоторое увеличение продолжительности жизни также прибавляет армию пенсионеров. Таким образом, сообщила Татьяна Владимировна, на одного пенсионера приходится 1,3 работающего. К 2030 году это соотношение прогнозируется уже один к одному. Как подтверждает опыт развитых стран, система пенсионного обеспечения считается устойчивой, если на каждого пенсионера приходится двое работающих.
Отметим, что идею повышения пенсионного возраста одобряют только девять процентов россиян. При этом примерно четверть наших соотечественников признает, что нынешние возрастные пороги выхода на пенсию занижены. В том числе в сравнении со многими странами. Ныне существующие возрастные рамки – 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно – были приняты в 1932 году и с тех пор не пересматривались. С тех пор многое изменилось в нашей стране, в том числе срок обучения молодых специалистов, условия труда, продолжительность жизни.
Слабому полу не слабо?
В наибольшей мере реформа скажется на женщинах: при упомянутом варианте им «прибавят» восемь лет. При этом ведение домашнего хозяйства, выращивание и воспитание детей никто не отменял, напротив, государство призывает рожать как можно больше.
Сегодня женщина в среднем работает 30 лет, а на пенсии проводит 23 года, поэтому специалисты сочли, что для слабого пола такое увеличение трудового возраста пройдет менее болезненно, чем для сильного, представители которого и сейчас живут гораздо меньше.
Планируются и другие изменения, связанные с пенсионной реформой, например, повышение минимального трудового стажа. Если в 2015 году было достаточно отработать пять лет, чтобы претендовать на минимальную пенсию по достижении соответствующего возраста, то к 2025 году минимальный стаж планируют увеличить до 15 лет, в перспективе – до 20, а, по ряду оценок, чтобы пенсионная система была устойчивой, и до 30 лет.
Немало разговоров и о начисления пенсионных баллов, вплоть до отказа от такого инструмента.
Мины под эшелоном реформ
В правительстве РФ беспокоятся, что отчисления от зарплат трудоспособного населения не в состоянии будут обеспечивать выплаты все растущей армии пенсионеров. Но в случае повышения пенсионного возраста скрыт и негатив.
Соответственно, считают экономисты, произойдет падение спроса на товары массового потребления, а это в свою очередь отразится и на производителе.
Еще одну «мину немедленного действия» реформа может заложить под рынок труда, который не готов к такому шагу, ведь новых рабочих мест для тех, кто будет вынужден работать еще пять-восемь лет, не создают. Повышение пенсионного возраста ведет к проблеме с молодежной безработицей. Нынешним выпускникам школ и вузов трудоустраиваться будет негде: эти места продолжат занимать не вышедшие на заслуженный отдых. И сегодня пенсионеры занимают 34 процента рабочих мест, что же произойдет, когда они это будет делать вынужденно?
Вторая сторона проблемы: людям предпенсионного возраста трудоустроиться непросто и сейчас. Еще недавно в объявлениях о вакансиях требование «до 40 лет» звучало открытым текстом. Сегодня это считается дискриминацией по возрастному принципу, однако в большинстве случаев пришедшему устраиваться немолодому человеку корректно объяснят, что он здесь не нужен. Вряд ли реформа изменит эту тенденцию. И выйдет, что изрядная часть даже полных энергии и здоровья 55-60-летних окажется в ситуации, когда пенсию еще не заслужил, а работу не найти.
Но существует вероятность, что в большинстве случаев гражданам придется либо работать неофициально, что искажает весь смысл реформы, либо опуститься ниже по профессиональной лестнице, пополнив ряды дворников и техничек. Безработица и необходимость выплат социальных пособий безработным станут еще одним бременем для государства.
Доживем ли до «возраста дожития»?
Известно, что если человек оценивает свои перспективы «дожития» на пенсии не очень высоко, у него снижается мотивация, падает трудоспособность и шансов «отдохнуть на заслуженном отдыхе» становится все меньше.
Это же снижает мотивацию участия во всевозможных программах самостоятельного накопления «индивидуального пенсионного капитала», к чему в последнее время все активнее призывает правительство. Эти программы активно разрабатываются Центробанком, Минфином взамен накопительной пенсии, но не пользуются спросом. Впрочем, люди старшего возраста таких мероприятий остерегаются, памятуя советские программы страхования к совершеннолетию и денежные реформы. Да и последняя пенсионная реформа с накопительной и страховой частью пенсии, с негосударственными пенсионными фондами − НПФ, организаторы немалого числа которых, собрав накопления доверчивых сограждан, исчезли в неизвестном направлении, а в оставшихся накопительная часть была заморожена, подорвала эту веру.
Если на Западе, отчисляя определенную сумму со своей зарплаты в банк, человек может быть уверен, что при достижении оговоренного возраста он получит ее с процентами, а не достигнет – так его родственники смогут воспользоваться накоплениями, то в России никто не сможет предугадать, будет ли через 20 лет этот существовать банк, эти деньги.
Все эти аспекты показывают, что у пенсионной реформы есть достаточное количество шансов пополнить число прожектов, когда прежде принимаются решения, потом ставится вопрос о механизмах их реализации, а в итоге судну под названием «государство» приходится выгребать как может.