«Иду на таран»

18 июня исполнилось бы 95 лет Герою Советского Союза Леониду Васильевичу Деме – легендарному военному летчику. Его военная биография началась в октябре 1941 года, а окончилась в Чехо-словакии в 1945-м. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Деме присвоено 26 октября 1944 года за 273 боевых вылета, 38 воздушных боев, 17 лично сбитых самолетов противника и пять в составе группы.

18 мая 1943 года он на самолете «Як-1» вместе с ведомым после очередного воздушного боя возвращался на свой аэродром. В районе станицы Крымская на большой высоте обнаружил вражеский бомбардировщик, направлявшийся в сторону наших войск. Дема решил атаковать его, но все патроны были уже израсходованы. Тогда, пристроившись под фюзеляж «Юнкерса», подошел к нему вплотную и винтом отрубил хвостовое оперение. Немецкий бомбардировщик рухнул на землю. «Як-1», получив повреждения, тоже стал падать. Кое-как Дема спланировал на склон холма. Самолет от удара развалился на части. Боевые товарищи, ставшие свидетелями поединка старшего лейтенанта с бомбардировщиком, посчитали, что он погиб. Так решили и жители станицы, наблюдавшие за воздушным боем. Много позже на очередной День Победы Леонид Васильевич приехал в Краснодарский край. На главной площади станицы Крымской он увидел группу школьников, возлагавших цветы к обелиску. Невольно замедлил шаг, подошел поближе. Словно током ударило – среди фамилий погибших воинов на обелиске он обнаружил и свою…
Мало кто знает о том, как тяжелораненый Леонид Васильевич вернулся в строй. Об этом после долгих расспросов Дема рассказал академику Александру Леонидовичу Савицкому, дружившему с героем Великой Отечественной в течение тридцати лет.
Старшего лейтенанта, приземлившегося на склон горы, вытащили из самолета, бездыханного отнесли в мертвецкую для совершения последнего обряда. Состояние было такое, что, как он впоследствии говорил, «пальцем пошевелю, а в голове хлюпает». Но когда пришла похоронная команда, летчик попытался показать, что он жив. превозмогая боль, запел. Так вместо могилы попал в госпиталь. На каждом обходе просился в небо. Но о каких полетах можно было говорить, когда военная врачебная комиссия признала его инвалидом первой группы! На костылях он был выписан вчистую. Кто-то проговорился, что совсем недалеко находится аэродром его родного полка. На попутках Дема добрался со своего подразделения. На аэродроме осталось два самолета: командирский и летчика, погибшего накануне. Командир части предложил Деме перелететь на этом истребителе до нового аэродрома. Старшего лейтенанта посадили в кабину, сзади поставили костыли. И он, не веря себе, полетел. А когда приземлился, истребитель снабдили топливом и боезапасом и дали команду: «Вперед». В этот день Леонид Васильевич совершил шесть вылетов, сбил два самолета.
Потом пришлось долечиваться, что называется, на лету. Старший лейтенант разработал свою тактику боя, очень эффективную. Его полк в последний год войны практически не понес людских потерь. После войны
99 однополчан назвали своих сыновей Леонидами в честь Демы.
С 1946 года майор Леонид Дема – в запасе. Водил гражданские самолеты на дальневосточных трассах, был полярным летчиком, работал диспетчером Магнитогорского аэропорта, руководил бюро по трудоустройству. В 2004 году скончался. В год празднования 55-летия Великой Победы Магнитогорскому Дому обороны было присвоено имя Героя Советского Союза Леонида Васильевича Демы и установлена мемориальная доска.

Exit mobile version