Алексей Тюплин: «По нотам пророчества»

Весной 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которую композитор посвятил Ленинграду…

А получилось, что всей Великой Отечественной войне. «На угрозу фашизма — обесчеловечить человека, — писал потрясенный произведением Алексей Толстой, — автор ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой. Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем».

Как рассказать про известное

Надо же, какая деликатная ситуация образовалась! Нынче отпраздновали День Победы уже в 73-й раз. Я только что вышел на пенсию, жду внуков. А что я мог бы рассказать им про войну, если бы они уже были? И как, если я и сам знаю про Великую Отечественную тоже только исключительно по рассказам? Цитировать написанное в учебниках, ссылаться на литературу, встречи с фронтовиками, которые всегда приходили к нам в школу, на художественные и документальные фильмы, телепередачи? Несерьезно как минимум. Нынешние возможности таковы, что при остром интересе бери пульт да включай – найдешь все, чего надо. И что же сказать о Дне Победы такое, чтобы в душу ребенку запало? Например, о чем отрок подумает, если признаться, что ныне он наверняка представитель последнего поколения молодежи, которое еще увидит живых ветеранов Великой Отечественной…

Повторяя вслед…

Конечно, для просвещения потомков проще всего надежно улечься на авторитет мудрых и знаменитых. Что говорили о войне выдающиеся люди самых разных времен и народов? Вот, например, слова российского писателя, киносценариста, общественного деятеля и участника Великой Отечественной войны (дважды был ранен в боях) Даниила Гранина:

«Известно, что англичане проигрывают все сражения, кроме последнего. Поговорка эта говорит об устойчивости страны. Мы тоже проигрывали войну, по всем расчетам немцы должны были выполнить план «Барбаросса», дойти до Урала. В военном отношении они по всем статьям были сильнее нас. На самом деле непонятно, почему они проиграли. Мы победили потому, что воевали против оккупантов, наша война была справедливой войной, с первого же дня мы знали, что победим. Моральное превосходство было важнее превосходства авиации».

«Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях», – так в свое время высказался американский президент Гарри Трумэн. А вот совсем из другого времени, но прямо про нас: «Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима». Так выразился Наполеон Бонапарт. Ближе к современности, однако в исполнении Льва Толстого: «Что может быть ужаснее всех этих вновь выдуманных средств истребления — пушек, ядер, бомб, ракет с бездымным порохом, торпед и других орудий смерти?». И еще ближе: «Я не знаю, каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями». Автором этого прогноза называют Альберта Эйнштейна. А вот уже наш современник пишет, в рифму: «Мы – Русские! И пусть навек запомнит враг, что лишь тогда мы встанем на колени, когда целуем Русский Флаг!» Кто? По-честному, совсем неизвестно. Ко Дню Победы многие люди размещали на интернет-территории и прозу, и стихи. Частенько без подписи. От души. Вот и этот стих: не то самостоятельно сочинен, не то «заимствован» у кого-то – судить не беремся. Что ж для внуков-то из этого выбрать? Проблема. Впрочем, есть вариант.

Урок мужества

В середине 1970-х про Великую Отечественную войну мальчишкам и девчонкам рассказывали даже в музыкальных школах. Сам слышал, преподавательница по музлитературе очень старалась. От нее, например, мы узнали про то, какую роль в истории сыграла Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Опять было много цитирования и ссылок на авторитет знаменитых людей. «Седьмая симфония Шостаковича, ее огромная, вселенской мощи первая часть — Аllegretto до мажор, которой сам композитор изначально дал название “Война”», — врезалась нам в души той весной и летом, когда страна терпела поражение. Посреди отчаяния и жизненного хаоса, бедствий и потерь эта правдивая, нравственно величественная музыка, полная любви к людям и веры в их способность к героической борьбе, казалась нам единственным откровением тех дней. Это был настоящий урок мужества, который преподал композитор Шостакович своим соотечественникам по радио в первые же месяцы войны», – эти слова приписывают поэтессе Ольге Берргольц.

И ей же: «Ведь не было случая во всей музыкальной истории, чтобы огромное произведение — симфония — создавалось в гуще отражаемых исторических событий, подобно тому как создавалась в самые первые месяцы Великой Отечественной войны Ленинградская симфония. Она писалась как оперативный документ эпохи, хроника потрясающих событий. В сущности, симфония стала фактом антифашистской борьбы, охватившей все человечество».

Еще позже в нашей прессе писали: «Эта симфония прозвучала на весь мир, показав ему нравственную силу и красоту советских людей. «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!» — воскликнул тогда один известный американский журналист.

Но вот учительница поставила на проигрыватель пластинку. И ни проронила больше ни слова. Мы слушали Седьмую симфонию Шостаковича. Советую то же самое нынче делать и взрослым, и детям. Сядьте рядом. И слушая эту великую музыку, не говорите ничего вообще: ни до прослушивания, ни во время его, ни после. Вы очень многое узнаете и поймете. Молча. Там комментировать совершенно нечего…

Exit mobile version