Знаменитый фестиваль стильной хореографии “Улица горящих фонарей” состоялся в Магнитогорске в двадцатый, юбилейный, раз. Экспрессивные, эпатажные, яркие танцевальные шоу поразили зрителей, пишет “МР-инфо”.
Традиционный фестиваль стильной хореографии проходил со 2 по 5 марта во Дворце спорта имени И.Х. Ромазана. “Улица горящих фонарей” – всегда долгожданное событие для южноуральских танцоров и просто любителей ярких шоу.
Фестиваль славится своим необычайным размахом. В нём ежегодно участвуют лучшие танцевальные коллективы Челябинской области и Республики Башкортостан. Танцоры тщательно и зачастую долго готовят свои самые яркие номера, ведь конкуренция высокая – необходимо чем-то выделиться, зацепить зрителей и представительное жюри.
“Мы уже 20 лет проводим этот фестиваль, – рассказал автор проекта и организатор фестиваля стильной хореографии “Улица горящих фонарей” почётный работник общего образования РФ Олег САДКЕЕВ. – А фактически – уже 21-й год. Мы возвели его в ранг своего рода “танцевального ЕГЭ”. В марте мы как бы подводим итоги “учебного года”. Коллективы, которые чувствуют себя подготовленными и хотят показать своё мастерство, приходят на площадку фестиваля. В этом году “Улица горящих фонарей” проходит в течение 4 дней. Мы впервые ввели отдельный день для дисциплины “современная хореография”. Ребята демонстрируют очень интересные танцы, своеобразный модерн, всевозможный контент, новые направления – в этом заключается современная хореография. Также мы много лет развиваем такую дисциплину как “пара-данс” – танец как средство реабилитации, – в ней выступают ребята с ОВЗ. На фестивале в этом году зарегистрировано около 200 разных стилей и направлений. Нас спрашивают: “Что такое стильная хореография?”. Это танцы разных стилей, начиная современной хореографией и заканчивая аргентинским танго, “танцами Карибского моря” – сальсой, бачатой. Представлено на фестивале также много направлений эстрадного танца. Мы всегда говорим: “Что такое танец? Танец – это душа народа”. И сколько людей, столько и танцевальных направлений может существовать. “Улица горящих фонарей” – уникальный фестиваль в нашем регионе. В Челябинске таких масштабных фестивалей нет. Мы проводим мероприятие на площадке международного стандарта. Спасибо Дворцу спорта имени И.Х. Ромазана – они предоставляют площадку под фестиваль на протяжении 15 лет. Хочу также поблагодарить администрацию Магнитогорска, особенно Подразделение по молодёжной политике в лице Евгении Батыровой, а также Союз молодых металлургов ПАО «ММК». Это идейные партнёры проекта. В нашей жизни взаимовыручка – это очень важно”.
Уровень судейства – под стать масштабу события. Оценивали мастерство танцоров, в частности, декан хореографического факультета Челябинского государственного института культуры, президент Челябинского областного центра танцевального спорта Константин Новиков, судья высшей категории, судья международной категории IDO, тренер чемпионов России, Европы и мира по танцевальному шоу, спортивному диско и хип-хопу Сергей Гаськов, судья общероссийской танцевальной организации высшей категории, глава судейского комитета по УрФО, глава комитета по народному танцу “ОРТО”, президент “Челябинской федерации современных танцев”, судья международной категории Мария Закроева и не только. Судейский состав возглавил судья международной категории, вице-президент «ОРТО» Ралиф Шакиров.
Первый день фестиваля целиком посвятили современной хореографии – 2 марта прошёл I Региональный фестиваль-конкурс современной хореографии и экспериментального танца «Линия». Команды показали около 50 номеров, однако публике оказалось не до скуки.
Череда выступлений по своему разнообразию напомнило калейдоскоп. Современная хореография – это искусство без чётких ограничений, смешение стилей, во главу угла здесь встаёт идея, которую предстоит донести до зрителя. Каждый номер – оригинальная история, рассказанная на языке пластики, грации и экспрессии. Здесь есть место эксперименту, воображению – поэтому зрителей удивили и креативные костюмы, и необычные образы артистов, и в целом хореография.
И как это было подано! Даже самые маленькие участники фестиваля, пятилетние звёздочки, продемонстрировали настоящее мастерство в исполнении танцевальных элементов. Их движения были гибкими, идеально отточенными, выразительными – словом, высший пилотаж. Через пластику танцоры выражали эмоции.
Вот маленькие участницы категории “бэбики” исполняют танец “Ветерку послушные”. Под почти колыбельную мелодию крохи невесомо перебегают по площадке то туда, то сюда, создавая незатейливый рисунок, – их действительно словно носит ветерком.
Вот группа девочек постарше в белых льняных рубашках, изящные, словно берёзы, показывают умиротворяющий, но не лишённый экспрессии танец “Как-то одним вечером”. Плавные движения сменялись энергичными, требовавшими большой гибкости и растяжки.
А вот четырнадцатилетние участницы из Белорецка – поставили зажигательный, ударный танец под быструю музыку. Костюмы на них были простые, но яркие и стильные, под стать выступлению.
Зритель видит на сцене лишь конечный результат репетиций, тщательно отшлифованный номер. Но подготовка команды к фестивалю – это всегда целая история. И порой с неожиданными поворотами. Например, коллектив студии “Лаурель” из Магнитогорска поставил танец “Как-то одним вечером” лишь месяц назад. Изначально планировалось выступить с другим номером – но руководители приняли решение удивить публику чем-то свежим.
“Мы выступали в номинации “современная хореография” в категории “дети 7-9 лет”. Для девочек это почти дебют. Коллектив участвует в фестивале уже во второй раз, но танец абсолютно новый, и состав другой, поэтому девочки переживали. “Улица горящих фонарей” – это главный конкурс в нашем городе, и его любой ребёнок, любой руководитель ждёт с нетерпением, потому что здесь действительно праздник для детей и тренеров”, – рассказала директор студии танцев “Лаурель” Наталья Лаврентьева.
А команда школы современной хореографии “Новая волна” сочиняет танцы совместно с педагогом, в соавторстве с ним. Корреспондент узнал подробную историю одного из номеров.
“Мы уже третий год участвуем в фестивале “Улица горящих фонарей”, – объяснила педагог-хореограф Мария Путяйкина. – В этом году девочки перешли в более взрослую категорию, 7-10 лет, в ней они пока ещё малышечки – им по 7 лет. Мы выступили с танцем “Марионетки”. Марионетки – это куклы на верёвках. Девочки танцевали про то, что в обществе сейчас навязывают много ярлыков. Я всегда стараюсь донести до воспитанниц, чтобы они не танцевали “под копирку”. Никогда не говорю: “Как я сказала, так и танцуем”. Есть, конечно, обязательные правила, как носочки тянуть, как шпагаты делать – это база, на которой строится всё. Но когда мы импровизируем, выражаем себя – всегда нужно нести именно своё виденье в танце. Мы танцуем только себя. И как раз идея танца в этом и заключаются. Они не хотят быть как все куклы – они уникальные девочки со своей картиной мира и пытаются вырваться из шаблонов. Большую часть номера они танцуют, как марионетки, и в конце номера есть движение, прыжок, когда девочки как бы срывают с себя верёвку, а центральная танцовщица снимает перчатки – как символ того, что она освободилась”.
Как правило, готовится к выступлению коллектив с начала учебного года, рассказала Мария Владимировна. Идея танца идёт от музыки.
“Я слышу музыку и понимаю, что хочу поставить танец именно под неё. Придумываю какие-нибудь начальные движения и даю девочкам на пробу. Дальше всё зависит от их настроения. Если им нравится, если их заряжает – мы идём дальше и развиваем идею. Воспитанницы могут сами придумывать для номера связки и элементы. Бывает, что они приходят домой после занятия, придумывают движение, а потом спешат ко мне, чтобы поделиться, со словами: “Мария Владимировна, посмотрите, а может, мы вот это вставим номер?” Из этого всё и клеится. Но всё это – только когда все девочки вместе. Осень и начало зимы – самое проблематичное время, дети заболевают. Мы всячески выкручивались, чтобы отрепетировать номер. Иногда я вставала вместо одной из “марионеток”, где-то других девочек временно подсоединяли к репетиции”.
Костюмы (в данном случае, элегантные кукольные платья и длинные перчатки выше локтя) также берутся “из головы”. Педагог вдохновляется увиденными где-то интересными образами.
“Очень сложно, кстати, в этих перчатках танцевать, но девочки молодцы, и всё продумано” – добавила педагог-хореограф.
Одна из центральных участниц – Маша – призналась, что не волновалась на сцене и в своём выступлении вполне уверена.
“Я думаю, мы выступили хорошо. Меня пришла поддержать мама. Самое главное – это показать эмоции, на занятиях мы всегда эмоции тренируемся. Я показывала удивление, злость и веселье”, – рассказала юная участница фестиваля.
Маша, по словам педагога, уникальный ребёнок. Придя в пятилетнем возрасте на танцы, девочка сразу встала в первую линию, а в прошлом году стала солисткой. Она продемонстрировала нам одно из танцевальных движений, которая сама придумала вместе с другой девочкой – переворот из “рыбки” назад, через “мостик”, и подъём.
Программа следующих дней традиционного фестиваля оказалась такой же насыщенной и богатой. Так, 3 марта прошёл большой конкурс патриотического и народного танца – Региональный Фестиваль Народного творчества «Наследники традиций». Зрители увидели выступления в жанре “неофолк” (стилизация под народные танцы), танцы народов Кавказа, востока, хороводы и не только.
В субботу утром выступили самые юные участники фестиваля, “бэбики”, детки от 3 до 7 лет – коллективы детских садов и дворцов культуры. Затем организаторы отметили 20-летний юбилей проекта гала-концертом – феерическим шоу со светом, лучшими танцами за историю фестиваля и большим количеством гостей. Выступило очень много коллективов, которые танцуют в дисциплине “Танцы всем возрастам покорны”, некоторым участницам – около 70 лет. Так программа постепенно перешла к категории “Взрослые”.
А воскресенье, по словам Олега Садкеева, было самым “трешным”, в хорошем смысле, днём фестиваля. С утра и до вечера шли выступления двух самых сложных возрастных категорий – “Дети” и “Юниоры”. Олег Петрович признаётся: команды “Юниоров” – его любимые. Ещё не взрослые, но уже не дети, это самые “жизнетанцующие” участники. Зрители насладились номерами в эстрадных стилей, “уличными танцами”, танцами на основе бальной хореографии и не только.
За четыре дня на площадку Дворца спорта имени И.Х. Ромазана вышли более 3500 человек. Результаты конкурса опубликуют на официальной странице фестиваля в социальной сети «ВКонтакте».