Как придумываются костюмы и сценические декорации? Какой титанический руд художников стоит за красотой спектаклей, и чем они занимаются в свободное время – все это на выставке «Зеркало сцены», которая открылась в картинной галерее в честь юбилейного, 85-го сезона Магнитогорского театра драмы им. А. С. Пушкина.
Название символично. Этот термин обозначает плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены, а в широком смысле отправляет нас к эпитету: «Театр – зеркало жизни». Посетителям картинной галереи представилась возможность взглянуть на театральное искусство глазами творцов, а через них – заглянуть в собственную душу. В этом зеркале отразилось сразу пять талантливых творческих личностей, чье творчество известно далеко за пределами Магнитогорска: главный художник театра Алексей ВОТЯКОВ, художники театра Гульнур ХИБАТУЛЛИНА и Александр ЯКОВЛЕВ, художник-фотограф Игорь ПЯТИНИН, и актриса Елена КОНОНЕНКО. Каждый из них представил свой взгляд на многообразие мира театра: эскизы костюмов, арт-объекты, макеты сцены, фотографии спектаклей, а также свое личное творчество – живопись Алексея Вотякова и Елены Кононенко и неповторимая, поражающая своей филигранностью графика Александра Яковлева.
– Изначально был запрос именно от театра, – говорит куратор выставки, научный сотрудник выставочно-просветительского отдела МКГ Ульяна ПУСТОШИНСКАЯ. – К нам пришла заявка на выставку к 85-му юбилейному сезону. Активно мы начали работать еще до нового года. Возможно, у нас не совсем получилось показать глубокую концепцию, уйти во внутреннюю жизнь театра, потому что каждый автор представлял себя не только с точки зрения работы в театре, но и с точки зрения самостоятельной творческой личности.
Например, таковы представленные в экспозиции работы Александра Яковлева, неординарного графика и главного организатора знаменитого «Карнавала у Пушкина». Художник давно изучает обряды, музыку, быт и орнаменты народов, сохранивших свои традиции до наших дней. Его работы – результат глубокого исследования орнаментальной матрицы, ее возможности трансформироваться и перевоплощаться. Это хитросплетение точнейшим образом выверенных и с филигранной точностью нанесенных на лист аэрографом тончайших симметричных линий, которые закручиваются в раковину, уходят в воронку, движутся волнистым потоком, и неизвестно, где начало и где конец этого ребуса. Картины Александра Яковлева совмещают в себе геометрическую точность и художественную изобретательность – бесконечный полет фантазии в измеренных пропорциях, выверенных математическими вычислениями. Не менее интересны созданные им арт-объекты.
На счету главного художника театра Алексея Вотякова более 150 спектаклей, поставленных не только на сцене магнитогорской драмы, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Самаре, Казани и многих других городов. На выставке можно увидеть, как создавалась визуальная часть спектакля «Лавр» – эта работа была долгой и непростой. Здесь представлен макет сцены, эскизы костюмов и фотографии Игоря Пятинина. Также можно увидеть эскизы оформления других спектаклей, сделанных Алексеем Вотяковым для екатеринбургского и воронежского театров.
– Алексей Вотяков художник потрясающий, и очень радостно, что мы смогли его убедить показать и свою живопись, потому что это действительно другое. Да, он живет в театре, живет театром, и времени почти не остается, но когда удается его выкроить, рождаются потрясающие творческие работы, – говорит куратор выставки.
За каждым спектаклем стоит не только режиссерская работа и великолепная игра актеров, но и трудоемкий творческий процесс по созданию костюмов, реквизита, декораций. Всегда интересно узнать, как рождаются образы театральных персонажей – и здесь кулису приоткрыла для нас художник по костюмам Гульнур Хибатуллина.
– Хотелось представить наиболее яркие для меня образы, проработанные мной как художником, те, куда вложено больше всего души и творчества, – говорит она. – Это «Изобретательная влюбленная» – спектакль, который уже 20 лет у нас на сцене, «Ночь перед Рождеством» – моя самая любимая работа. А также детские постановки – эскизы костюмов к «Денискиным рассказам», где мне хотелось стремиться к детской пластике и стилистике, и костюм к постановке «Как Иван за счастьем ходил» – этот спектакль очень яркий, в стилистике дымковской игрушки.
В эту работу по созданию образа вовлечено большое количество людей – костюмеры, бутафоры, и работа художника по костюму состоит не только в том, чтобы нарисовать эскиз и отдать его в пошивочный цех. Он сам подбирает ткани, фурнитуру, участвует в процессе пошива от начала до конца, подключается к работе бутафоров, отслеживает каждый этап.
Елена Кононенко – личность многогранная. Она имеет не только актерский дар, в чем убедились зрители, услышав в ее исполнении стихи Веры Полозковой, но и дар художественный. Ее живопись, необычную, как и сама Елена, очень любит молодежь. Каждая ее работа – переосмысление окружающего мира и собственных эмоций, а яркий колорит и постоянный поиск новых форм творчества, позволяет автору выплеснуть то, что нет возможности сказать словами.
– На выставку я взяла все работы, которые были. У меня сейчас их очень мало, я все их давно продала, и только сейчас опять начала активно рисовать, – рассказывает Елена. – Конечно, актерская работа и живопись – это взаимосвязано, но я об этом не думаю, для меня все это – творчество.
Игорь Пятинин – зоркий и внимательный глаз театра, который через объектив своей фотокамеры отслеживает историю его жизни, видит все, что происходит на сцене и за ней. За более чем 30-летнюю творческую деятельность он накопил солидный багаж творческих работ, и часть из них могут увидеть зрители в картинной галерее.
– Мы поняли, что главный концепт, который объединяет нас, разных людей с разным мировоззрением – это, конечно, театр, и что бы мы ни делали, театр наложил на нас свою тяжелую руку, – говорит главный художник магнитогорской драмы Алексей Вотяков. – Тот результат, который у нас получился, мне очень нравится, это цельная экспозиция с разнообразным содержанием.
Приветствуя гостей, пришедших на открытие выставки, начальник управления культуры администрации города Млада КУДРЯВЦЕВА напомнила о той тонкой нити впечатлений и любви к искусству, которая связывает такие, казалось бы, разные направления как театр и художественное творчество. Она подчеркнула, что эта выставка – уникальная возможность увидеть оборотную сторону театра.
И магнитогорцам обязательно надо успеть ей воспользоваться. Выставка работает до 12 марта.