– Знакомьтесь! Это моя машина. Ее зовут Бестия, и купил я ее, когда мне было 20 лет, – говорит Андрей, заводя свою старенькую вишневую «семерку». Сейчас Андрею 26. За это время Бестия проводила его в армию и встретила со службы, наблюдала, как хозяин женился, устроился работать водителем БелАЗа» на ММК, но главное – регулярно участвует в его хобби.
Душа машины
Вместе с Андреем мы едем на встречу таких же, как он, фанатов дрифта.
– Что хорошего в этом занятии? Это как у самураев, которые на бой выходили, а потом возвращались, садились и писали хокку – постигали смысл жизни, – философствует Андрей. – Так и у нас. Это ощущение свободы. На большой скорости машина идет по узкой полосе, вокруг сугробы, ты ее держишь, она скользит – это совсем другие ощущения, чем на трассе. Тем более, если это парный дрифт – крыло в крыло, или правое переднее крыло упирается в заднюю левую дверь, они скользят и проходят поворот за поворотом. Это управление на грани. Этот заряд трудно с чем-то сравнить, это надо только почувствовать.
Такие эмоции дарит только общение с машиной, уверены все дрифтеры. Кстати, и в обычной жизни с техникой связана жизнь большинства из них: водители, автомеханики, машинисты тепловозов, сварщики – они чувствуют авто как живой организм, знают его характер и практически наделяют душой. И даже когда усталость металла приводит к тому, что машина завершает свой век, не могут расстаться: с ней связано немало хороших воспоминаний, но зачастую за этим есть нечто большее.
– Современные машины все однотипные, скучные, «пластмассовые», а старые с характером, – говорит дрифтер. – Автомобили той эпохи делали не для того, чтобы подороже продать, а для того, чтобы люди ездили долгие годы. Были интересные технические решения, полет фантазии. К тому же, когда покупаешь машину у дедушки, который ездил на ней 30 лет, он отдает не просто кусок железа, а свою историю: знакомство с женой, внука возил в школу… Все это трогательные моменты, такого за деньги не купишь. И когда видишь, как внуки погрузили эту машину на эвакуатор и повезли на вторчермет сдавать по 15 рублей за килограмм – догоняешь эвакуатор, он заезжает на весы, забираешь ее по цене металлолома, везешь к себе в гараж. А потом приводишь в порядок и продаешь кому-нибудь заинтересованному, просто, чтобы история не погибла, ведь сейчас таких авто все меньше становится.
Именно так появилась у Андрея Бестия: он ее купил по цене металлолома на разбор потому, что у нее был хороший инжекторный мотор. В своей прошлой жизни она жила в деревне, на ней возили сено, кидали тюки, в плуг впрягали, через крышу переворачивали – машинка жеваная, но боевая, и главное – на ходу. Поэтому Андрей решил ее не разбирать, а, наоборот – довести до ума: заварить пол, выправить крышу, вытянуть геометрию, и вот уже больше 100 тыс. км она накатала своего нового хозяина. За эти годы родилась между ними внутренняя взаимосвязь. Если машина ломается, то уже возле дома, а не завелась всего однажды, толсто намекнув хозяину, что не надо ехать туда, куда собирался. Так оно и оказалось.
Сам себе конструктор
Заднеприводный «Жигуль» подходит для дрифта отлично, но для того, чтобы он стал полноценным спортивным автомобилем, необходимо внести серьезные изменения, которые увеличат управляемость. Старые машины – конструктор для больших мальчиков, их можно бесконечно перебирать в любом гараже и бесконечно модифицировать. Бывает даже, что машина настолько сильно изменена, что уже не может ездить по дорогам общего пользования, тогда она получает специальный техпаспорт уже как спортивный инвентарь, а до места соревнований доезжает на эвакуаторе или на буксире. Каждый из дрифтеров подстраивает свой транспорт под свои ощущения, манеру и темп езды, и это рождает бесконечный простор для технического творчества. Ребята изучают литературу, разбираются в том, что и как сделано, а главное – почему, через это приходят к истории автомобилестроения и другим наукам, расширению кругозора и смене мировоззрения.
История Андрея началась с дедовского «Запорожца» и приятных воспоминаний детства, с ним связанных, уже к 12-13 годам он буквально заболел страстью к машинам, дороге, свободе, которую дарит движение. В запой читал техническую литературу, смотрел передачи об автоспорте, старался побывать на всех городских мероприятиях, связанных с этой тематикой. Уже в 15, отработав лето, Андрей стал обладателем своего первого транспортного средства. Конечно, до прав было еще далеко, поэтому он закатил старый «Запорожец» в гараж и начал его перебирать. История первой машины печальна – пока ее хозяин служил в армии, гараж кто-то вскрыл, разобрал машину и сдал в металлолом.
Параллельно стали появляться рядом товарищи по увлечению. Например, с лучшим другом столкнулись на рынке. Тот искал карбюратор к своему «Запорожцу», а Андрей – диск сцепления к своему. Так завертелась гаражная дружба – вместе постигали основы ремонта двигателей, модернизировали машины, вместе пошли работать в автосервис, поехали на первые соревнования.
Бывших автомобилистов не бывает, если увлечен техникой – это навсегда. Да, порой люди уходят из этой среды – что-то не получается, «жизнь затрогала», как у Обломова. Но однажды утром просыпаются и вновь понимают, что не могут жить без порции адреналина и дрифтерского братства, и начинают поднимать старые контакты, звонить, узнавать, есть ли машина на продажу.
Пилоты «Жигулей»
В дрифте разные соревнования, разные покрытия и трассы. Машины боевые, к ударам им не привыкать, но всегда нужно помнить, что прилететь в машину соперника значит лишиться очков. Впрочем, дух соперничества – не главное, а встречи на соревнованиях – это еще и обмен опытом, в любой ситуации друг другу помогут. И не только на соревнованиях и тренировках, но и просто, увидев сломавшуюся машину на трассе, непременно остановятся – так хобби влияет на мироощущение.
– Командное увлечение взращивает чувство ответственности, дружбу, взаимовыручку, – говорит Андрей. – Когда едешь в паре с другим пилотом, понимаешь, что с кем-то ты укладываешься в темп, а с кем-то нет.
«Пилотами» ребята называют себя с некоторой долей иронии – есть профессиональный автоспорт, а есть люди увлеченные, но у которых нет возможности для столь дорогостоящего профессионального увлечения. Магнитогорские дрифтеры активно участвуют в соревнованиях в Уфе, Челябинске, где занимают призовые места – по их выражению «берут тумбу». В Магнитогорске в прошлом году с проведением «Уральской лиги дрифта» в рамках своего юбилея помогло ПАО «ММК», выделив площадку возле «Арены», но сотрудничество было разовым.
Есть у дрифтеров и любительская федерация, а вот официального признания найти не удалось. Не увенчались успехом обращения к городским властям с просьбами рассмотреть возможность развития автоспорта в городе, предоставить площадку для проведения соревнований и тренировок, где не только бы изучали технику вождения, но и прививали бы молодежи культуру поведения на дороге. При этом ребятам нужен лишь выделенный земельный участок. Они планируют выиграть грант и вложить собственные силы в его обустройство.
С грустью говорят они о возможностях своих единомышленников из Белорецка, которым администрация выделила территорию бывшего аэропорта, а, например, в Челябинске – бывшую картинговую трассу. Все эти возможности дают более высокий уровень подготовки и возможность успешнее представлять свой город.
Но пока площадки нет, зимой ребята тренируются на льду одного из водоемов в окрестностях города. Дорогу и трассу по льду чистят на свои средства – нанимают трактор. Дрифтеры понимают, что это не лучший вариант, но другого просто нет. 14 машин, которые собрались здесь специально для нас – далеко не все в Магнитке, кто увлечен этим необычным хобби, в будний день выбраться удается не каждому.
Прямо на месте меняют колеса: обычная зимняя резина не подходит, шипов должно быть много, чтобы колеса отлично держали на льду. Рев моторов и снег фонтаном из-под колес.
А в это время ребята рассказывают мне свои истории. Владимир увлечен дрифтом уже третий год, хобби свое считает достаточно затратным – подготовка машины требует серьезных вложений: доработаны подвеска, двигатель, переоборудован для удобства салон. Артему машина досталась от деда, вместе с теплыми детскими воспоминаниями, потом получил права, стал готовить машину для соревнований. Дарья приехала поддержать своего парня, Женю. За руль пока садиться боится, но вместе с ним ездила не раз, признается: впечатления несравнимы ни с чем.
Дамир, один из самых уважаемых здесь автомехаников, увлечение техникой перенял от отца, в моторах ковыряется лет с 12, ко многим машинам дрифтеров приложил руку или подсказал что-то. Для Егора важен адреналин и возможность выразить себя, отточить мастерство вождения. Оно потом пригождается и на трассах: там, где другой улетел бы в кювет, дрифтеру удастся в самых сложных условиях вырулить без последствий.
– Те, кто здесь собрались – только малая толика. Нас больше ста человек, и мы хотим не просто показать, что мы есть – мы хотим донести до представителей администрации, что нам нужна помощь. Мы можем найти инвестиции, у нас есть пути решения, но в одиночку мы это не сделаем, – резюмирует за всех Андрей.
Такое место собрало бы не только любителей дрифта, но и мотоциклистов, и других поклонников автоспорта. Здесь они могли бы тренироваться, не подвергая опасности себя и не беспокоя горожан, а потом уже приглашать земляков на яркие, зрелищные соревнования.
СПРАВКА: Дрифт (англ. Drift) — техника прохождения поворотов и зрелищный вид автоспорта, характеризующийся использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории. Соревнования проводятся на трассах с большим количеством поворотов. Обычно для этого используются автомобили с задним приводом.