Познавательную экскурсию по этновыставке провела руководитель мастерской прикладного творчества ДДН Елена ОКУНЕВА, пишет сайт “МР-инфо“.
Когда оживает история
Такие экскурсии с удовольствием посещают как иногородние гости, так и магнитогорские школьники, студенты, представители трудовых коллективов. Начало этой просветительской работе было положено, когда в учреждении после капитального ремонта был открыт выставочный зал, где расположилась этновыставка «Под крышей дома одного».
Каждый из ее разделов посвящен той или иной национальной культуре либо историческому периоду. Несомненная прелесть выставки в том, что она «живая» – предметы можно «испытать в деле»: знакомясь с советским периодом, прикоснуться к клавишам старинной печатной машинки или трофейного германского пианино, в уголке русского быта достать ухватом чугунок из печки или примерить какую-то вещь и сфотографироваться на память. Есть здесь и вовсе неведомые юному поколению арифмометр, проигрыватель для пластинок, киноаппарат, который когда-то применял по назначению киномеханик ДДН Владимир Викторович ЗАСЫПАЛОВ, работавший в этом здании с начала 1960-х годов.
Выставка собрана из экспонатов, которые ранее были рассредоточены по кабинетам, кое-какой реквизит хранился в подвале, возможно, еще с тех времен, когда в здании работал Дворец культуры строителей имени Мамина-Сибиряка. А когда выставочный зал начал действовать, люди стали приносить сюда новые экспонаты, сохранившиеся в семьях или найденные в кладовках и на чердаках. Недавно, например, в экспозиции появился керогаз – представитель последнего поколения бытовых керосиновых приборов для приготовления пищи, предшественник газовой плиты.
Иногда в каждом уголке выставки кипит жизнь: сотрудники отделов ДДН в национальных костюмах знакомят посетителей с обычаями, народными промыслами, музыкальными инструментами, разыгрывая сценки. Такой интерактив дает возможность посетителям получить информацию непосредственно у представителей той или иной национальной культуры.
По выставке гостей водят разные сотрудники Дома дружбы, и у каждого из них свой взгляд на экспонаты – это тоже делает экспозицию «живой», раскрывающей свои разные стороны. Елена Окунева, например, говорит, что больше всего любит проводить экскурсии для детей – уж очень они любознательны, задают много интересных вопросов.
Данью уважения Магнитогорску можно назвать то, что у входа посетителей встречают вещи, связанные с историей станицы Магнитной и строительства нашего города. С костюмами казака и казачки, какие носили в XVIII веке, соседствует черный фанерный чемодан, с которым в начале 1930-х годов приехали в Магнитку первостроители Киселевы. К сыну Николаю Яковлевичу, водителю треста «Магнитострой», чемодан родителей перешел по наследству вместе с вещами, подаренными на свадьбу.
Ценителям старины придутся по вкусу мебель, саквояжи, кружева ручной работы, предметы обуви и одежды, часы, бытовые приборы, сувениры. Есть уникальный магнитогорский экспонат – утюг, изготовленный из броневой стали во время Великой Отечественной войны.
Один из наиболее ценных предметов экспозиции славянской культуры «Русский дом» – рушник 1890 года. Внимание привлекает и огромный сундук – в таких раньше хранили одежду. Он приехал к нам из Ставрополья благодаря художественному руководителю ДДН Эльмире КАЛУГИНОЙ. Несомненная достопримечательность раздела – стол с блюдами русской кухни. Весь реквизит – грибочки, огурчики, капусту, выпечку, пельмени, осетра на блюде, а также икру черную, красную и прочую снедь собственноручно изготовила из разных материалов Елена Окунева. «Аппетитная» работа выполнена с большим вдохновением.
Рядом с «русской избой» на этновыставке соседствует фрагмент башкирской юрты с ее ярким убранством. Посетителям здесь непременно представляют растение реброплодник, ставшее эмблемой Башкортостана, из которого, срезав корни и цветы, делают национальный музыкальный инструмент курай. Можно услышать рассказ о блюдах башкирской кухни, изучить на макете устройство юрты, у которой, оказывается, есть «крышечка» для выхода дыма от очага. А в татарском «доме» нельзя не залюбоваться домоткаными рушниками, среди которых есть полотенце с арабской вязью возрастом более двух веков. Интересно, что орнамент на рушниках, пришедших из татарских семей, порой напоминает то башкирский, то славянский – это ли не свидетельство родства народов?
Этновыставка знакомит и с казахской, армянской, таджикской, еврейской, немецкой культурой. В большинстве разделов есть музыкальные инструменты, на которых можно поиграть – русская балалайка, татарская гармошка, башкирский курай, таджикский карнай, впечатляющий своими размерами, армянский дудук и другие, а также старинные и новодельные национальные костюмы, выполненные в соответствии с традициями. В больших разделах можно познакомиться с домашней утварью, различными инструментами, национальными блюдами.
Пусть уголок еврейской культуры небольшой, но в нем можно попробовать мацу – единственный съедобный экспонат этновыставки. Маца – сухая лепешка из пресного теста, которое изготовлено из специальной муки и воды, может храниться очень долго, не теряя вкусовых качеств. А если ее съедают посетители, хранители уголка готовят новую.
Экспонаты нередко украшают выездные мероприятия Дома дружбы народов, служат фотозонами. Экспозиция «Русский дом» даже участвовала в Сурдлимпийских играх.
Тайны уральского мастера
Еще одна небольшая, но очень интересная выставка собрана в мастерской Елены Окуневой. Многим экскурсантам повезло побывать там и услышать рассказ хозяйки о народных промыслах России и ее опорного края – Урала. До обидного мало говорят сегодня о нашей урало-сибирской росписи – а ведь это от нее пошли и знаменитая жостовская, и нижнетагильская. Тагильские подносы появились раньше жостовских, есть данные, что в подмосковное Жостово искусство изготовления металлических расписных подносов привезли из Нижнего Тагила, где начало их производству положили промышленники Демидовы.
– В урало-сибирской росписи применяется двойной мазок, когда на кисточку берут сразу два тона – светлый и темный, либо два разных цвета, и, делая двухцветные мазки, рисуют цветок. В уральской росписи рисунок не перекрывается, то есть мазки ложатся рядом друг с другом. Как правило, она была широкой, размашистой – ею украшали не только прялки, туески, но и двери, ставни, дома, печи, ворота, – рассказывает Елена Окунева.
Образцы урало-сибирской росписи есть в мастерской художницы, Елена Александровна может и мастер-класс провести по этому искусству. Технологию ей передала преподаватель магнитогорского худграфа Марина Соколова, исследователь урало-сибирской росписи.
В мастерской Елена Окунева знакомит и с коллекцией традиционных народных кукол. Свой рассказ художница иллюстрирует экземплярами собственного изготовления. Посетителей удивляет четверная кукла-перевертыш, запечатлевшая в своих нарядах все времена года. Также есть куклы Травница, Крупеничка, хороводницы, «зайчик на пальчик», башкирская «куколка на каблучке», египетская кукла-закрутка, свадебные неразлучники, нарядная Масленица, Подорожница с монеткой, а также веселые стригушки – если поставить их на стол и постучать кулаком по столешнице, они затанцуют. А дело все в стриженой соломе, из которой они сделаны. Уникальны куколки, рубленные топором – их подарил магнитогорский мастер, учившийся этому искусству в подмосковном центре народного искусства.
Традиционные куклы в жизни людей нередко имели и игровое, и обрядовое значение, а бывало, и обучающее, и вполне прикладное – Крупеничка ведь была наполнена крупой, и в голодное время можно было извлечь из нее «продовольственный запас», чтобы накормить семью. Соответственно, из обережной Подорожницы странствующий мог достать монетку. Хороводницы и «зайчик на пальчик» способствовали развитию мелкой моторики у детей. А в витрине фойе ДДН есть еще куклы – символы пятнадцати советских республик, которые в 1950-х в качестве сувениров массово ехали за границу.
В мастерской можно многое узнать и про традиционные восковые пасхальные писанки, поучаствовать в мастер-классе по изготовлению яиц-малеванок (в отличие от писанок, они расписываются не по канону) – в них нередко зашифрованы пожелания тому, кому такое изделие хотят подарить. Инструментом для изготовления писанок служат кистки (у них есть много других названий) с маленькой металлической вороночкой, через которую вытекает на яйцо расплавленный воск. Так наносят орнамент, затем послойно – краски, от более светлых к более темным. У обереговых писанок цветов может быть до семи. Раньше, выбирая невест, парни часто смотрели на то, какие писанки умеют делать девушки. В зависимости от техники расписные пасхальные яйца называют также капанками – на них перед покраской капают свечным воском, а также драпанками или царапанками – в этом случае окрашенное яйцо «зачищают» ножом.
Отдельные интереснейшие темы экскурсии по мастерской – русский рельефный цветной изразец, который украшал, в том числе, храмы, удивительные картины Елены Окуневой из бересты, где рельеф березовой коры служит основой для художественных идей, а также казачьи нагайки, изготовленные этим замечательным мастером. Желающие даже могут попробовать поработать с этим оружием в просторном зале.
Нагайки Елены Окуневой известны в среде казаков, и, к слову, женщин, владеющих таким ремеслом, очень мало. В 2016 году Елена Александровна стала лауреатом Бажовского фестиваля, ей было присвоено звание «Народный мастер-ремесленник Челябинской области» как мастеру по художественной обработке кожи, а в 2017 году Елену Александровну наградили областной премией за заслуги в сфере народного художественного творчества «Душа Южного Урала» в номинации «Лучший народный мастер».