Магнитогорск. Состоялся рабочий визит в Магнитогорск председателя комитета по государственному строительству и законодательству Государственной Думы.
После проведения лекции для студентов Магнитогорского государственного технического университета и ревизии обновленного фонда центра правовой информации, который увеличился на 350 экземпляров благодаря поддержке администрации города и ПАО «ММК», Павел Крашенинников обозначил для журналистов значимые пути реформирования правового пространства.
Об институте представительства в суде
Высшее юридическое образование и российское гражданство − эти два критерия, по мнению Павла Крашенинникова, исчерпывают спектр требований к представителю, готовому защищать интересы гражданина или юридического лица в суде. Для аналогичного действия в Верховном суде и сегодня требуются либо научная степень в сфере юриспруденции, либо адвокатское звание. А вот для рядового процесса членство в коллегии адвокатов как единственный и важнейший критерий – требование избыточное, детализировал председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству. Ведь зачастую и не имеющий членства в коллегии адвокатов юрист настолько глубоко погружен в ту или иную сферу, что принесет большую пользу своему подзащитному. Тем более в юридических подразделениях компаний и предприятий работают профессионалы высочайшего класса, которые в качестве представителей намного более эффективны.
Павел Крашенинников сообщил, что полного согласия в профессиональной среде пока достигнуть не удалось. По данному вопросу идут дискуссии.
О реформе судебной системы
По аналогии с реформированием системы арбитражного суда задумывается механизм изменений работы cудов, занятых рассмотрением уголовных дел и гражданских споров. Речь идет о системе апелляции. Действующий сегодня принцип, когда первичная апелляция проходит в том же суде, где вынесено первое решение по делу, выглядит сомнительным с точки зрения беспристрастности. Именно поэтому задумывается система, когда апелляционные и кассационные суды будут выделены в отдельные подразделения, которые разместят по территориальному принципу в некоторых субъектах Российской Федерации, ориентировочно их будет пять – девять. Выбор регионов происходит уже сейчас, необходимо учесть транспортную доступность и удобство перемещения. Впрочем, и отдаленность не будет критичной для граждан, в том числе и обвиняемых в совершении уголовных преступлений, поскольку большинство судебных действий возможно будет провести в формате видеотрансляции. Павел Крашенинников считает, что такое нововведение качественно улучшит защищенность граждан и их право на реализацию справедливого правосудия.
Противостояние коррупции
Прошло первое чтение законопроекта, который усилит ответственность за коррупционные действия в ходе проведения государственных закупок. Сегодня многие нарушения в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не удается квалифицировать согласно нормам уголовного права. Бывает, что нарушители подпадают лишь под административную ответственность. Ныне ситуация меняется. В круг ответственных будут вовлечены члены комиссии, лица, принимающие работы и поставленные услуги, и т .д. Оговорено наказание за провокацию к взятке, ее вручение и прочее. Уголовный кодекс дополнился статьями №200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и №200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». Могут быть привлечены к ответственности и лица, не являющиеся должностными, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если деяние причинило крупный ущерб, то предусматривается максимальное наказание – лишение свободы до трех лет. При особо крупном ущербе или совершении деяния группой лиц по предварительному сговору последует лишение свободы до семи лет. Также оговариваются штрафы в сорока- и пятидесятикратном увеличении относительно суммы взятки. При этом под крупным размером подкупа признается сумма, превышающая 150 тысяч рублей. Под особо крупным – свыше миллиона рублей. Интересно, что предлагается предусмотреть основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение, если такое лицо активно способствовало раскрытию преступления либо в отношении него имело место вымогательство.