Магнитогорск. Много ярких личностей, интересных программ. Россияне подходят к вопросу с неравнодушием: шутка ли, выбираем целых шесть лет жизни Родины!
Одного лишь делать не стоит – игнорировать возможность принять участие в выборе будущего страны, считает один из организаторов и лидеров областного общественного социально-правового движения «За возрождение Урала» Анатолий Макеев.
Анатолий Иванович – человек с огромным опытом производственной и общественно-политической деятельности. Бывший заместитель директора Магнитогорского метизно-металлургического завода, первый секретарь Ленинского райкома партии 1984-1991 годов, народный депутат РФ 1990-1993 годов, член комитета Верховного Совета РФ по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политике и сотрудничеству, член Общественной палаты РФ первого созыва 2006-2008 годов, член комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов, помощник первого заместителя губернатора Челябинской области, депутат городского Собрания и заместитель его председателя в 1997-2000 годах. Немаловажный момент, который побудил встретиться с Анатолием Ивановичем и поговорить о его взглядах на нынешних лидеров предвыборной гонки – его личное знакомство с многими кандидатами.
Владимир Путин
− Он умеет держать себя, мгновенно сообразить, в этом ему равных нет. У него большая подготовка, и его личный «компьютер» почти мгновенно находит единственно верный ответ. Но ценность руководителя не только в том, чтобы сделать самому, а и в том, чтобы организовать дело других, спросить за порученное. И здесь есть проблемы. Может быть, поэтому правительство порой отстает от задумок своего лидера, не работает на опережение, а лишь устраняет нарастающие проблемы. Да и исполнительская дисциплина министров хромает.
Путину не хватает профессиональной команды образованных, достойных управленцев. Нередки случаи, когда ответственные посты занимали люди, никогда ранее не работавшие в данной отрасли. Это свидетельствует о том, что сегодня в стране нет системы подготовки руководящих кадров, которая была в прежние времена.
Команде президента стоит проанализировать и прошедший период, посмотреть, что получилось, что – нет, где нужно внести коррективы, знать то, что сегодня реально волнует граждан.
Ситуация, когда власть выборочно находит болевые точки и их решает, мне не очень нравится. Проблемы надо видеть заранее, точечное их решение – это хорошо, но лучше, если действия продуманные, на основе глубокого анализа. О том, что планирование – пережиток прошлого, могут рассуждать люди, которые мало понимают в управлении. Вы видели перспективный план развития нашего государства? Здесь правительство явно недорабатывает.
Вкладывать в социальную сферу необходимо, но прежде всего нужно сделать так, чтоб у каждого жителя страны была постоянная работа, источник средств к существованию. При советской власти не хватало рабочих рук. Сейчас не хватает рабочих мест. Хотя проблем много, этот вопрос решить можно было бы значительно раньше и эффективнее, чем это делается у нас.
Владимир Жириновский
− Владимира Вольфовича знаю с 1990 года, я был тогда депутатом российского парламента, мои полномочия Борис Ельцин прервал досрочно выстрелами из танков по «Белому дому». Владимир Жириновский появлялся в перерывах съезд, обычно стоял в коридоре, громко разговаривал, что привлекало проходящих. Поначалу многие усмехались, но своей складной речью он мог заинтересовать любого. Сперва слушатели с ним не соглашались, но по размышлении признавали: рациональные зерна в этом есть. Так он потихонечку выполнял свои задачи: стать публичным человеком в России. Умение говорить ярко, образно, на злободневные темы привлекает. В этом его плюс, но минусов больше. К примеру, он гордится тем, что вот уже в который раз идет на выборы, но был ли у него хоть когда-нибудь шанс выиграть? Или это просто способ наиграть себе политический капитал? Появляется мысль о том, что его больше интересует публичность, чем достижение победы.
Ругать своих политических конкурентов стало для него штампом. Но сегодня он за белых, завтра – за красных, послезавтра еще за каких-нибудь. Его манера разговора, давление на собеседников, откровенная несдержанность, зачастую переходящая в нахальство – тоже минус. Такие люди привлекают неординарностью, но только на первых порах.
Он интересный, грамотный человек, многие его предложения реальны, если бы их выполнили, мы могли бы видеть другой результат, нежели сейчас. Но дальше предложений он не пойдет, качеств, которые нужны для реализации замыслов, у него нет. При этом думаю, что избранному президенту России, кем бы он ни был, иметь рядом нестандартно мыслящего советника в лице Владимира Жириновского было бы полезно.
Ксения Собчак
− Если бы я пошел в президенты и узнал, что моим соперником будет Собчак, я, сохраняя собственное достоинство, не стал бы соревноваться с таким кандидатом в достижении должности государственного уровня. Это все равно, что мастеру спорта соперничать с третьеразрядником.
Своим участием в выборах она понижает уровень, на котором должен происходить этот процесс. Быть лидером в «Доме-2» − не очень серьезное основание для заявки на лидерство в России.
Я хорошо знал Анатолия Собчака. Он выступал на съездах и митингах, тоже мог красиво, напористо говорить, обличая действующую власть. Но когда говорильня закончилась и его избрали мэром Петербурга, в первый же год он показал свою неспособность управлять. Говорить красиво – это одно, а делать толково – другое. Не хотелось бы, чтобы дочь повторила печальную судьбу своего папы.
Послушайте ее речи: Ксения безудержно, с пафосом критикует и обличает власть. Но, как говорили раньше: критикуя – предлагай, предлагая – делай. Критиковать нужно, но если Путин неправильно делает – скажи, как правильно? Сделай лучше! Никакой реальной программы у Собчак нет. Можно предположить, что участие в президентских выборах – это очередной пиар, но всего лишь на уровне телешоу.
Павел Грудинин
− В отношении него у меня сложное чувство. Многие люди, которые анализируют политическую ситуацию, с его появлением призадумались: что он такое? Подставная кукла или реальный кандидат? Многие за него, другие против, зная из СМИ, что он миллиардер, деньги на вкладах за границей, использует труд детей и стариков у себя на земляничных полях… Все то, что он говорит, у одних вызывает симпатии, у других – сомнения. Это нормальное явление.
Как я понимаю, главная его задача – обратить внимание нас с вами, обывателей, на то, что проблем в России много и решать их надо. По нему видно, что он понимает систему, может управлять, у него есть способности работать не единолично, создать команду. Это его положительный фактор. Но он прекрасно понимает, что не выиграет в президентской гонке. Думаю, не каждый из нас на это пошел бы, заранее зная результат, не боясь, что ему будут мстить те, кто на него возлагали надежды. Наверное, это тоже в какой-то мере положительная черта.
Григорий Явлинский
− Явлинского я знаю так же хорошо, как и Жириновского. Он также бывал на съезде, и нам, депутатам, первым озвучил свою программу под названием «500 дней». На одной из встреч я задал один вопрос: «Григорий Алексеевич, представьте, что я дядя Вася, токарь на механическом заводе, что я лично получу в результате реализации вашей программы?» Он в ответ: «Ну, вы знаете… Мы не можем вот так конкретно расписать программу для каждого…» Тогда какая же это программа? Это всего-навсего лозунг, не подкрепленный расчетами.
Тяну снова руку: «А что вы будете делать, если вдруг на 301 день выяснится, что вы отстаете от сроков реализации вашей программы, не успеваете? У вас есть рычаги, чтобы обеспечить выполнение этой программы именно за 500 дней?» – и этого нет. Тогда это не программа, – это теория без практического подкрепления, обреченная на жалкий результат.
Он – теоретик. Я его не вижу на месте президента и не видел никогда, поскольку у него нет тех черт, которыми президент должен обладать. Хотя как теоретик он мог бы быть полезен в президентской команде.
Борис Титов
– С Титовым я тоже знаком, приходилось вместе работать в комиссиях Общественной палаты России. Очень тихий, грамотный и скромный ученый, который в силу обстоятельств возглавил в свое время «Правое дело», поскольку больше было некому. Сегодня он является заметной фигурой, имеющей серьезный опыт как политической, так и финансово-экономической работы. Возглавляя «Столыпинский клуб», он единственный из всех кандидатов идет на выборы с четкой программой выхода России из финансово-экономического тупика, которая, отразив все наши проблемы и пути их решения, напрочь отвергает программу Кудрина. Победить ему будет сложно. Но из него мог бы получиться твердо стоящий на финансовых, экономических и социально ориентированных «ногах» премьер-министр, который в перспективе мог бы выйти и в президенты страны.
Вопрос в явке
– Для России главное, чтобы выборы прошли при хорошей явке, – считает Анатолий Макеев. – Сегодня есть две категории людей, игнорирующих этот важный в политической жизни государства процесс. Для одних это своеобразная форма протеста, другие считают, что выберут кого надо и без их участия.
Закон дает возможность признать выборы президента состоявшимися при любой явке, даже если придет всего один избиратель. Хорошо это или нет – другой вопрос, ведь сегодня даже председателя КТОС избирать значительно сложнее, чем Президента России. Поэтому те, кто призывают к бойкоту выборов, зря стараются: они будут признаны состоявшимися в любом случае.
Важно понимать другое: мы в этом мире не одни, вокруг много недоброжелателей. Они ждут, подбрасывают нам темы для ссор, чтобы, достигнув раздрая, было легче нас уничтожить. Запах войны уже висит в воздухе, и число пришедших на выборы фактически будет показателем готовности страны стать единой силой на оборону. Не важно, кто победит на выборах, явка должна быть высокой, чтобы ни у кого из наших международных политических оппонентов не было повода сказать: это нелегитимный президент.
Если же явка будет низкой, Запад получит хороший повод запустить геополитический процесс развала нашего государства, как было в Ираке, Сирии, Югославии, Грузии и Украине. Мы видим, какое горе принесли людям «цветные» революции, какие ужасные катастрофы последовали за майданами и митингами несогласных.
Я уверен, что остаться равнодушным к выборам означает сегодня одно – потерять все, чего добилась Россия в своей многострадальной истории. Своим безразличием к выборам легко сыграть на руку нашим недругам и обречь Россию на прозябание в качестве сырьевого придатка.
Наша страна постепенно поднимается с колен – этот факт отрицать сложно. И от нашего выбора 18 марта зависит то, будут ли нас дальше уважать друзья и побаиваться враги.
Валентин Романов, председатель общественной палаты Магнитогорска:
– Я за свою жизнь не пропустил ни одной выборной кампании и на эти выборы пойду непременно. Это мой гражданский и человеческий долг.
Массовая явка на выборы – это с одной стороны показатель морально-политической зрелости конкретного региона. С другой стороны, вся властная вертикаль от Москвы до сельского поселения сегодня предельно чутко реагирует на избирательскую активность. Она всеми способами пытается стимулировать и поддерживать в послевыборный период показавшие гражданскую активность регионы. Так что все на выборы, дорогие земляки!