“Ленинград, я еще не хочу умирать”. Блокадницы рассказали о своем тяжелом детстве в окруженном городе

27 января – День полного освобождения северной столицы из блокадного кольца. «900 дней и ночей Ленинграда» – под таким названием прошел урок мужества для молодежи, организованный сотрудниками Центральной библиотеки имени Ручьева совместно с городским советом ветеранов. Главными героинями мероприятия стали жительницы блокадного Ленинграда Людмила Петровна Сергеева и Мусира Абдулхаевна Шайхутдинова. Женщины нашли в себе силы и мужество, чтобы рассказать о тех страшных днях юным магнитогорцам, пишет сайт “МР-инфо“.

В большом зале библиотеки собрались ученики школ 20 и 28, студенты педагогического колледжа и колледжа современного образования. Все ребята дружно встали, когда знаменная группа школы 63 вынесла Государственный флаг России и Знамя Победы и зазвучал Гимн Российской Федерации.

–  Освобождение Ленинграда от блокады – это первая дата из девятнадцати установленных нашим законом Дней воинской славы, – сказал секретарь избирательной территориальной комиссии Правобережного района Евгений Рагузин. – В это время мы вспоминаем о жертвах, понесенных нашей страной в годы Великой Отечественной войны, и поздравляем тех, кто ковал Победу. Только зная о подвигах своих прапрадедушек, вы сможете быть им достойной сменой и вести нашу страну к великому будущему.

Заведующая центром культурно-исторического краеведения Центральной библиотеки Светлана Жданова назвала исторической дату освобождения Ленинграда от блокады – 27 января 1944 года. Благодаря неимоверным усилиям защитников Отечества был положен конец 872 дням бесконечного горя, голода и холода, которые пережили ленинградцы. Около миллиона жителей города не смогли встретить этот счастливый день, более 600 тысяч из них умерли от голода. Первая блокадная зима выдалась необычно суровой – средняя температура воздуха держалась  минус 28 градусов. Не было электричества – чтобы обогреться, жители города жгли все, что можно было бросить в костер.

"Ленинград, я еще не хочу умирать". Блокадницы рассказали о своем тяжелом детстве в окруженном городе

На Нюрнбергском процессе одним из самых впечатляющих и правдивых документов стал дневник Тани Савичевой, которая записывала даты смерти каждого из своей многочисленной семьи.  Еще одним свидетельством ужасов войны  стала «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, написанная по  воспоминаниям ленинградцев. Ведущая встречи показала это издание ученикам и студентам и напомнила, что в Центральной библиотеке можно почитать  также и другие произведения о Великой Отечественной.

– Когда на нашу землю пришла война, мне было четыре с половиной года, –   с едва скрываемым волнением начала свой рассказ Людмила Петровна Сергеева. – В сентябре-октябре 1941 года родители почти круглосуточно были на работе. 14 января 1942-го умер папа, а через два месяца, 28 марта, не стало мамы. Мы с сестрой остались на попечении старшей сестры, которой в ту пору исполнилось 13 лет.  Помню, что нам постоянно приходилось быть в бомбоубежище. То, что было видно  вместо голубого неба, потом мне часто снилось по ночам. Мама очень боялась, что когда-нибудь мы попадем в детдом и наказывала нашей старшей сестре никуда из нашей квартиры не уходить. Но именно благодаря детдому, где стали собирать осиротевших ленинградских детей, мы выжили. Старшая сестра принесла туда необходимые вещи, и нас, маленьких, стали вывозить из города через Ладогу, по «дороге жизни».

Это был конец апреля 1942 года. Двери у автобуса были сняты, и на нас попадали брызги от уже начинавшего таять льда Ладожского озера. Потом нас поместили в «товарняки». Поскольку ходячих почти не было,  все лежали вдоль полок. Привезли нас в одну из деревень Костромской области. Спасибо местным колхозникам – благодаря им ни один ленинградский ребенок не умер. Подкармливали нас чем могли, хорошо набирали мы силы от коровьего молока.

В Костромской области  жили до 1946 года. Те родители, которые остались живы после блокады, своих детишек позабирали. А мы с сестрой остались – нас некому было взять.  После окончания семи классов сестра уехала в Ленинград и устроилась на завод, где работала старшая сестра. Нашу квартиру заняли другие люди, поэтому жили они в общежитии. Я окончила педагогический техникум и получила направление на Урал. Здесь, в Магнитогорске, 54 года работала с детьми –  воспитательницей в дошкольных учреждениях.

В свой продолжительный педагогический отпуск Людмила Петровна часто ездила в Ленинград, к своим сестрам. Впервые после войны она увидела родной город в 1952 году – говорит,  разрушений тогда уже почти не было видно. А жители северной столицы поражали особой воспитанностью и гостеприимством.

Не так отчетливо   блокадные дни Ленинграда остались в памяти Мусиры Шайхутдиновой – в 1941 году малышке шел только четвертый год. Глава семейства работал тогда на Путиловском заводе помощником машиниста паровоза. Но 19 апреля 1942 года его не стало, и Мусира, ее мама, брат и сестра  эвакуировались из осажденного фашистами города. Через Костромскую область они отправились в Татарскую автономную республику к деду – из-за тяжелого ранения во время финской войны на фронт его не взяли.

– Хорошо помню 1945 год, когда мы с мамой вернулись в Ленинград, – дополнила свою историю Мусира Абдулхаевна. – Мы жили в центре города, недалеко от Мариинского театра, на улице Союза печатников. В этом районе была моя школа, я пешком проходила мимо Никольской церкви на Сенной рынок – и видела здесь  пленных немцев, которые были заняты на восстановлении пострадавших от бомбежек улиц.

После окончания индустриального техникума  Мусира по направлению отправилась в Магнитогорск. Здесь она вышла замуж и 37 лет трудилась на ММК – в основном механическом цеху и в управлении главного механика. На металлургическом комбинате  работал также ее муж. А вот сын после учебы в 48-й школе поступил в Ленинградское высшее  военно-морское училище и  стал начальником аварийно-спасательной службы ВМФ России.

На встрече не раз приводились примеры стойкости и мужества ленинградцев во время блокады. Так, 9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии состоялась премьера Седьмой симфонии Шостаковича. Из репродукторов  ее слышали и сидящие в окопах фашисты. Именно тогда они поняли, что проиграли войну. Потому что сильны духом были не только воюющие на фронтах советские солдаты, но и те, кто их ждал и приближал Победу в тылу. Об этом ярко написала знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Берггольц: «Мы одолеем бешеных зверей, мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей». Большое чувство любви к Родине прозвучало и в песнях, исполненных в библиотеке юными вокалистками Дома учащейся молодежи «Магнит» Аделией Садыковой и Яной Прокофьевой.

 – Во время Великой Отечественной войны фашисты проводили настоящий геноцид. Из 170 миллионов советских граждан они планировали оставить 50 миллионов, чтобы сделать из них рабов, – выступил от имени магнитогорских ветеранов Василий Муравицкий. – Уничтожив продовольственные склады, они обрекли жителей Ленинграда на мучительный голод. На  месте одного из самых красивых городов мира враги захотели сделать большое озеро. Вот вам идеология фашизма, имеющая античеловеческую сущность. 60 миллионов человек погибло во время Второй мировой войны. Сейчас нацисты снова поднимают свои знамена на соседской украинской земле и распространяют русофобию даже среди своих детей. Поэтому нашим молодым людям следует еще более внимательно изучать историю родной страны  – по книгам,  Интернету, а также через рассказы людей, которые хорошо знают, что такое фашизм.

Exit mobile version