Как соткать мир научат мастера ткацкой мастерской в Магнитогорске

Зачем заниматься ткачеством в современном мире, где можно купить любую ткань и любую одежду?  Это занятие ломает стереотипы, заставляет работать голову и избавляет от депрессии, считает Людмила НИКИТИНА.

Пояса и дощечки

– Интерес к ткачеству у меня появился давно, в 2014 году. Тогда я работала в детском саду, и хотелось чем-то детей заинтересовать. И тут я наткнулась на мастер-класс Елены РУДНИЦКОЙ – ткачихи из Краснодарского края, она показывала, как ткать вот такой поясок на дощечках, –  улыбается мастерица. – Я в детском саду с детьми старалась ткать, потом поехала к Елене в Краснодарский край, попробовала ткать на станке – соткала половичок, который потом превратила в сумочку, купила у нее первый челночок, и с тех пор понеслось.

На тот момент Елена Рудницкая была единственным в России мастером, которая вела онлайн-курсы по ткачеству дизайнерских тканей. Людмила бережно хранит первый шарфик, который соткала на ее занятиях. Потом были курсы Татьяны ГРУШЕЦКОЙ по браному ткачеству. Именной сертификат, полученный в результате, был настоящим поводом для гордости, и не меньшим – льняные салфетки с народными узорами, созданные для закрепления результата. Потом курсы по еще более сложному ремизному ткачеству у мастерицы Светланы ТЕРЕХОВСКОЙ из Нижегородской области, у Любови МИРОНОВОЙ, педагога кафедры декоративно-прикладного искусства Московского государственного института культуры – благо сейчас сеть Интернет дает возможность попасть на курсы именитых мастеров, не выходя из дома.

Инструментов для ткачества масса: квадратные карточки-дощечки с четырьмя отверстиями по углам для плетения поясов и тесьмы, бердышки – дощечки с прорезями для нитей, сволочок (или нит) – маленькая скалочка, ее концы не заужены, а широкие, как у деревянной катушки. Детям предлагают самую простейшую конструкцию – дощечку, с одной стороны которой вбито 4 гвоздя и 1 – с другой. Можно провести в мастерской день рождения с друзьями и уйти каждому домой с новым браслетом. И, конечно же, самые разнообразные станки. Но фактическая задача у всех приспособлений одна: добиться разделение нитей на зев (верхний и нижний ряд) и иметь возможность менять верхние и нижние нити. Для всех видов узоров есть специальные схемы, по ним ткачиха может разобраться, какие ниточки опускаются, какие поднимаются, чтобы получился нужный рисунок.

Ткачество как долголетие

Людмила сыпет терминами: саржевое переплетение, заправочные узоры, закладное, выборное ткачество, браное ткачество, на открытом зеве, на верхнем цепу… чтобы вникнуть во все это, потребуется немало усилий. Чтобы накопленный за годы опыт не оставался только ее личным достоянием, в прошлом году мастерица решила открыть свою студию, первую в Магнитогорске, а затем с проектом «Ткачество, доступное всем» мастерица  приняла участие в конкурсе БФ «Металлург» и получила грант «Сплав добра и дела» в номинации «Активное долголетие», предоставленный при поддержке ПАО «ММК» и ЧОО «РДФ». Благодаря гранту были закуплены станки и материалы, открыты курсы для женщин предпенсионного и пенсионного возраста – 12 человек занимаются здесь бесплатно.

С октября начинающие ткачихи осваивали ткачество браслетов и брелоков, разбирали принципы построения схем, учились прилаживать фурнитуру на готовую тесьму и справляться с трудностями, которые встречаются в работе. 

– Собралась очень интересная и заинтересованная в результате команда. Каждый поворот дощечек вызывает восхищение народной фантазией и массу вопросов о том, как же возник такой способ сотворения тесьмы и поясов, – говорит руководитель студии. – Также мы проводим встречи с интересными людьми в области ткачества и продаж handmade.

К концу ноября, когда пришли заказанные на средства гранта станки, развернулась большая работа. Сначала женщины учились заправлять настольный ткацкий станок для разных типов узоров,  а затем ткать в полотняной и ажурной технике шарфы и салфетки. Тонкостей немало – результат зависит не только от мастерства, но и от ниток, шнуров. В ход идут и обрезки нитей, и распущенные свитера, и даже нарезанная узкими полосками ткань старых вещей, так что процесс получается еще и экологичным.

Сейчас в студии 7 ткацких станков, на которых каждый ткет свое изделие. В их числе огромный старинный напольный станок XIX века: уже в веке XXI Людмила его немного модернизировала, приспособив под свои планы, но ничуть не ухудшив внешнего вида. Еще один станок по просьбе и чертежам дочери сделал отец Людмилы.

Салфетки и пряники

Для того, чтобы соткать пояс, потребуется не менее 15 часов упорной работы, а создание шарфика или узорной салфетки может длиться и месяц. Каждая из мастериц работает в своем темпе. Евдокия АНТИПАНОВА уже соткала шарф, сейчас занимается изготовлением салфетки в непростой технике «пряник».

– Изначально я хотела выяснить, как ткать пояса для уральского народного костюма, – говорит она. – Я узнала, что у нас очень красивый праздничный костюм, и для него обязательно нужно соткать пояс. Хочу, чтобы такой костюм у меня был, чтобы мы ходили, красовались. И вот божий промысел – меня пригласили и учат…

У Галины СИЛАНТЬЕВОЙ салфетка еще впереди – сейчас она ткет белый ажурный шарф для дочери.

– Начала еще в декабре, надеялась, будет подарок на Новый год, но, чувствую, все еще впереди, – улыбаясь, признается она. – Надо успевать. В  феврале дочка приедет домой после сессии, и подарок должен быть готов. Я получаю огромное удовольствие от работы на станке, даже просто трогая его, переставляя бердышки – это же натуральное дерево, бук.

 На вопрос: «Что вы ощущаете во время работы?» Людмила Никитина отвечает:

– Конечно, я себя чувствую творцом! Меня это очень вдохновляет – вот родился один узор, вот второй, через какое-то время – готовое изделие. Мне нравится, когда мои ученицы тоже ткут, и в их изделиях есть и мое творчество тоже. Я рада, что смогла все объяснить, что получилась такая красота.

Удалось немного попробовать себя в качестве ткачихи, а заодно совсем иначе осознать слово «привязанность» и автору этих строк. Чтобы прочувствовать ткачество в полной мере, мне выдали уже заправленные для узора карточки, и выяснилось, что для хорошего натяжения, а, значит, и качества тесьмы, нужно привязать один конец нитей к поясу, а другой, например, к батарее. Работа небыстрая, вот и «сидишь, как привязанный». Запоминать последовательность движений тоже непросто, но какую радость испытываешь, видя, как чудесным образом проявляется узор.

Любой элемент тесьмы или ткани можно применить и в современной одежде, интерьере, аксессуарах.

– Рукодельничая вместе, мы сохраняем традиции и познаем что-то новое для себя. Очень важно, чтобы сотканное руками изделие воодушевляло, приносило радость и нашло применение в быту: украсить дом, себя, сервировку стола,  – считает рукодельница. –  Это могут быть ручки к сумке-шоперу или брелок для ключей, который убережет их от потери, или браслет на руку, дополняющий ваш образ. А может эта тесьма украсит связанную из джута корзиночку, в которой хранятся клубочки или челночки. Или же свою индивидуальность приобретёт рюкзак, сшитый вами из вышедших из моды джинсов. Пробуйте, ищите варианты, вдохните новую жизнь в забытые вещи, сотворите новое для себя!

Рукодельницы студии уже участвовали со своими работами в рождественских ярмарках, а теперь готовятся к ярмаркам, которые пройдут в преддверии 8 марта.

– Сейчас в России к ткачеству проявляется большой интерес, у нас даже есть слет ткачей, который организовывает Светлана Тереховская. Много ткачей приезжает на Бажовский фестиваль, те, кто занимается исторической реконструкцией, создают ткани и пояса, – рассказывает Людмила.

В городе это единственная ткацкая мастерская, где есть станки, а до настоящего времени всерьез ткачеством занимались только 3 человека, не сомневаюсь, что теперь их будет гораздо больше.

Exit mobile version