Если спросить магнитогорцев, какие музеи есть в нашем городе, то они назовут краеведческий и картинную галерею. Самые просвещенные добавят музеи истории ММК и треста «Магнитострой». Однако число их значительно больше. И в 2023 году «Магнитогорский рабочий» решил познакомить своих читателей с богатствами малых музеев Магнитки.
Хранилище прошлого
Отдел туризма и краеведения «Экополис» Дворца творчества детей и молодежи известен многим педагогам, ученикам и их родителям, а вот что при нем есть музей, знают далеко не все. Открыт он был в 1987 году Натальей Семеновной Гамазковой. Здесь немало занимательных экспонатов, собранных в станице Магнитной, принесенных жителями, а ребята, которые приходят сюда, с интересом узнают через них историю своего города и страны.
Члены местного ТОСа – частые гости в клубе «Аквамарин» на проспекте Металлургов, 8, где располагается «Экополис». Любят они бывать в музее, вспоминать дела давно минувших дней, а порой приходят и с подарками. Так досталась музею кукла Арина 1950-х годов – в свое время она принадлежала маме дарительницы. Женщина рассказала, что у ее мамы практически не было детства: в 15 лет ее выдали замуж за вдовца с детьми. Сразу пришлось погрузиться во взрослую жизнь с головой, однако, когда появилась возможность, купила она на рынке большую куклу. Кукла сидела на шкафу, чтобы ее никто не мог достать, женщина периодически ее снимала, наряжала, поправляла оборки костюма, но ни детям, ни внукам никогда ее не давала. Много лет была кукла хранилищем несостоявшегося детства, а уже после смерти хозяйки в память о ней была передана в музей.
Еще одна игрушка – большая машина, авто конструктор «ЗИМ», принадлежала свекру методиста по работе со школьными музеями МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» Инессы ИЗВЕКОВОЙ. В 9 лет мальчику подарили этот конструктор, и он сам собрал машину: в ней открывались все двери, она ездила, как настоящая, на радость ребенку. А вот и фотография его самого в обнимку с машиной в половину роста мальчика. Юным гостям музея часто выдают ее во время квеста: найдите экспонат, запечатленный на фото. Такие вещи помогают прикоснуться к прошлому – более 70 лет назад кто-то любил машинки так же, как и вы.
Многие артефакты принесли сюда сами педагоги отдела туризма и краеведения – в этой форме с кружевным фартуком Инесса Александровна много лет назад ходила в школу, эту большую неваляшку, а также куклу Алешку, сидящего на игрушечной лошадке, привезла от родственников из Орла.
Много экспонатов в музее принадлежало Галине Бальба. Галина Дмитриевна собирала огромное количество коллекций: пузырьки от духов, марки, этикетки от бутылок, значки, открытки, календарики, бижутерию, пуговицы, монеты, минералы, колокольчики. Большая часть коллекций после ее смерти хранится в музее. Вот написанные ее рукой картины, вот ее букварь – сейчас он включен в экспозицию, посвященную истории магнитогорского образования. Многие экспонаты в ней из ныне расформированного музея Народного образования, в том числе поистине уникальные фотографии – например, первый пионерский отряд Магнитогорска, образованный в 1929 году. Ее передала Нина Павловна Левшунова – организатор тимуровского движения в Магнитке.
Когда-то она работала и в «Экополисе», водила экскурсии, писала стихи, занималась рукоделием, была увлеченным коллекционером: филателистка, аквариумистка… И все свои увлечения она несла в «Экополис», вдохновляла детей. В музее бережно хранят переданные ей вещи и с теплом вспоминают многочисленные рассказы Нины Павловны об ее судьбе, военном детстве, знакомстве с мужем, воспитании детей – своих и мужниных, которых никогда не делила.
Еще один из дарителей – известный магнитогорский краевед, художник, литератор Владимир Васильевич ЛЕКАРЧУК. Он передал наличники из поселка Димитрова, которые стали обрамлением зеркал и дверей в музее.
В советские годы была популярна этнографическая акция «Моя Родина – СССР». Активисты музея переписывались с мастерами других регионов большой страны. Так в коллекции появились глиняная красавица-Аленушка работы известной мастерицы народного декоративно-прикладного творчества Галины Климовской из Торжка, игрушки из соломки, которые прислали белорусские ребята.
В музее хранятся и другие предметы традиционного творчества – коллекции гжели, златоустовской гравюры. А вот предметы каслинского литья: Пушкин, Ленин в детстве, Дон Кихот, девочка-вышивальщица, школьница с портфелем, горные козлики и трепетные олени.
Увидеть свой город глазами прошлого им помогают хранящиеся в музее картины магнитогорского художника Георгия Соловьева.
Здесь есть целая коллекция старых фотоаппаратов – от «Зари» и «Смены» до полароида. Много работ хранится в запасниках, выставить их не позволяют объемы небольшого пространства музея.
Модницы – всегда модницы
Больше всего всех привлекает старинное трехметровое зеркало в резной деревянной раме – мечта модниц всех времен. Мечтали когда-то о таком в музее, а как только зашел о нем разговор, случилось чудо – буквально на следующий день звонит коллега по Дворцу творчества Ирина САТЮКОВА: «Продаем квартиру родителей, а в ней – столетнее, с интересной историей зеркало с туалетным столиком, когда-то привезенное в подарок к свадьбе родственников из Троицка. Возьмете?». «Конечно, возьмем!».
Вещь хрупкая, кое-где стекло отошло от рамы, поэтому стараются обращаться с ним аккуратнее, даже вытирать пореже. По этой же причине оно установлено не под наклоном, как было принято раньше, чтобы модница могла рассмотреть верх своей шляпки. А вот нижняя, уже под столиком, часть, которая помогала узнать, ровны ли стрелки на чулочках, пользуется спросом по-прежнему.
Сотрудники музея называют старинное зеркало «комплементарным» – оно явно подчеркивает достоинства того, кто в него смотрит, и «прикрывает глаза» на недостатки фигуры. И сегодня любят фотографироваться у зеркала в шляпках, с кружевным зонтиком юные модницы, приходящие в музей на экскурсию.
Особое место занимает в музее коллекция духов. Часть изящных коробочек и флаконов, как пустых, так и с некоторым количеством духов советского периода передала музею Галина Бальба. А вот коробочка с дарственной надписью «Дорогой Серафиме Федоровне, от учеников 4 «б» класса, 8 марта 1961 г.», которая попала сюда из музея народного образования: духи «Пиковая дама», созданные к 150-летию Пушкина, но по какой-то причине так и остались нераспечатанными. Есть и вторые такие же, которые можно понюхать и, словно прокатившись на машине времени, окунуться в атмосферу 50-60-х годов прошлого века, представить себя в объятии плюшевого кресла в полутьме театрального зала, насладиться оригинальным флакончиком с изображением карт и поистине театральным украшением коробочки с занавесами и афишами.
Вот знаменитая «Красная Москва» – для многих запах юности. Есть версия, что этот аромат еще до революции к 300-летию дома Романовых разработал для Марии Федоровны знаменитый парфюмер Август Мишель, и назывался он «Любимый букет императрицы». А 10 лет спустя, слегка переработанные, духи вышли на фабрике «Новая заря» уже под названием «Красная Москва». Они впервые в нашей стране включали в себя альдегиды и на запястье каждой женщины раскрываются по-разному.
«Новая заря» и сегодня продолжает делать реплики старинных духов и одеколонов, поэтому у посетителей музея есть уникальная возможность сравнить старые и новые «Шипр», «Тройной одеколон», «Красную Москву».
Во время войны «Новая заря» была эвакуирована на Урал и там дала начало Свердловской парфюмерной фабрике «Уральские самоцветы». Вот набор «Свердловск» – коробочка с четырьмя флаконами ароматов. Есть и другие знаменитые духи: «Черный ларец», «Рябинушка», «Лель», «Яшма», «Шахеризада», «Восток» – любимые духи Валентины ТЕРЕШКОВОЙ. Какие-то из более дорогого сегмента – с притертой стеклянной пробкой, а массовая линия – с пластиковой крышечкой, но даже в пустых флаконах запахи остаются спустя десятилетия.
Вкусы с тех пор изменились. Для нашего времени старинные духи могут показаться слишком тяжелыми, сладкими, с перебором восточных ароматов. Но есть возможность это исправить. Коллекция вдохновила педагогов на создание музейного квеста, который пользуется огромной популярностью. Девочки с удивлением смотрят на старинную меловую пудру и тушь-плевалку, а бигуди, которые их бабушки варили в ковшике, а потом наматывали на них волосы, и вовсе вводят в ступор. В завершении квеста мастер-класс «Создай свой аромат», на котором ребята с интересом смешивают аромамасла.
Погрузиться в историю
Различные квесты, экскурсии, мастер-классы здесь проводятся регулярно, чтобы дети были не просто пассивными воспринимателями информации, а участвовали в процессах, постигали историю своими руками. Есть экскурсии о самоварах, утюгах, русской печи, традициях русского чаепития. Впрочем, разговоры за стаканом с подстаканником или чашкой чая завершают любую экскурсию: музей должен быть гостеприимным, считают тут.
Не менее интересно смотреть и за самими современными школьниками, например, как они пытаются натыкать номер на дисковом телефоне, обсуждают, что для чего в наборе для пельменных специй, ставят в печь котелок с помощью ухвата, гладят ткань с помощью рубеля. Почти каждый предмет коллекции можно достать, потрогать, и каждый может стать поводом для большой беседы.
– Это не только возможность связи со своим прошлым, бабушками и дедушками. Когда ребята начинают пытаться использовать прялки и веретена, шерсть чесать, ставить в печь чугунок. они ощущают, как жили наши предки, понимают, насколько тяжелым был труд, – говорит руководитель отдела туризма и краеведения «Экополиса» Иванна КРАВЦОВА. – История становится настолько близкой, что ты с ней соприкасаешься, погружаешься в нее. А потом они вспоминают и про свои школьные музеи, подключаются к их работе и даже стремятся сами проводить экскурсии. У нас есть идея-фикс создать свою школу экскурсоводов.
Детям понятнее воспринимать историю через вещи. Помогает в этом и проводимый отделом городской конкурс «Семейная реликвия», который позволяет встряхнуться не только юным исследователям, но и их родителям, пересмотреть свои памятные предметы, а через них – историю семьи.
Все коллективы клуба «Аквамарин» обожают заниматься на территории музея. Создавать поделки в такой исторической атмосфере – совсем другое ощущение. Многие студийцы наизусть помнят практически все экспонаты, отлично знают правила музея и сами передают их следующим поколениям, активно участвуют в конкурсах патриотической направленности.
Как живете, школьные музеи?
Инесса Извекова руководит методическим объединением школьных музеев. Ежемесячно их руководители собираются в «Экополисе», чтобы обсудить насущные вопросы по музейной педагогике, методикам образования, проведению конкурсов.
У каждого музея свое направление, однако музейщики с энтузиазмом обмениваются экспонатами. Собирательство в школьном музее – дело особое. Например, педагог МОУ «СОШ № 64» Елена ДОКУЧАЕВА обладает удивительным талантом собирать сокровища минувших дней.
– Если есть заинтересованный директор, если работает команда: и актив взрослых, и актив детей, тогда и в музее дела идут хорошо, – говорит Инесса Александровна. – А одному, конечно, даже увлеченному энтузиасту работать тяжело.
Проблем у музеев немало, и главное – помещение. Ведь принято решение перевести школы на односменное обучение, а значит дорог каждый уголок, поэтому непросто выделить достаточно большое помещение, чтобы разместить все экспонаты или хотя бы хранить активы.
– Один из выходов в оцифровке школьных музеев, – констатирует Иванна Николаевна.
Этот процесс сулит немало открытий тем, кто смотрит на экспонаты профессиональным взглядом. Вот, например, в школе № 65 так было обнаружено дореволюционное пианино «Мюльбах», и сейчас музейщики пытаются выяснить, как оно попало в одну из первых экспериментальных музыкальных школ России.
Об этих и других музеях «МР» еще расскажет на своих страницах.