Дети как двигатель прогресса или приключения фиолетовой крышечки. В Магнитогорске определили педагога и воспитателя года

В Магнитогорске состоялись финальные мероприятия городских конкурсов профессионального мастерства «Педагог года-2023» и «Воспитатель года-2023».

На базе многопрофильного лицея №1 прошли мастер-классы, презентации образовательных программ и профессиональных кейсов, круглые столы и диалоги о воспитании. В этом году участников «Педагога года» – их было 35 человек – оценивали в номинациях «Педагог дошкольного образования», «Педагог дополнительного образования», «Учитель школы». В рамках «Воспитателя года» на конкурс заявились 19 человек, проходил он в номинациях «Педагог-психолог» и «Воспитать человека» – участие в последней приняли заместители директоров школ по воспитательной работе, советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагоги-организаторы, классные руководители. В финале каждой из номинаций городских конкурсов за победу боролись пять педагогов.

– В нынешнем году, объявленном президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ Годом педагога и наставника, конкурс приобрел особое значение, – отметила начальник отдела организации дополнительного образования управления образования администрации Магнитогорска Виктория ЗАСОВА. – Каждый участник номинации «Воспитать человека» представляет воспитательную систему своей образовательной организации и демонстрируют свое педагогическое мастерство. Сегодня на сцене происходит много интересного, и победа в конкурсе в данном случае – не главное. Общаясь с коллегами, участники обсуждают проблемные вопросы, демонстрируя свой опыт, показывают успешные практики, которые могут тиражироваться в других образовательных организациях. Это значимый и полезный опыт как для профессионального роста конкурсантов, так и для всей системы воспитания города.    

Мастер-класс классного руководителя шестого класса и советника директора по воспитательной работе школы №40 Райгуль КАЛКАМАНОВОЙ назывался «Патриотизм начинается с…». Чтобы полюбить свой край и свою страну, нужно хорошо их узнать, убеждена она. На это и нацелен информационный проект по разработке внутрироссийских туристических маршрутов, реализуемый в школе. Пристальное внимание его руководитель и ее подопечные уделяют достопримечательностям малоизученных регионов, национальным обычаям, которые, как выяснилось, вовсе не разделяют, а, напротив, объединяют людей – так много в культурах разных народов общего.

С представителями Ставропольского края, Брянской и Омской областей ребят и педагога школы №40 связала дружба и совместные начинания. А то, что Райгуль Мухаметгалеевна – учитель иностранных языков, помогает поддерживать «мост дружбы» Магнитогорск – Бранденбург. Благодаря созданному в школе клубу «Братишка» развивается и военно-патриотическое направление, многие его воспитанники стали участниками движения «Юнармия», поступили в военные училища.    

– На мастер-классе я показала лишь несколько приемов, которые помогают сформировать чувство патриотизма у школьников. Их много: фестивали, диспуты, беседы, информационные проекты. У нас в школе действует Центр детских инициатив, в эту группу входят ребята-лидеры. Мы вместе участвуем в проектах, акциях, это дает большие возможности для саморазвития и самореализации. Дети – это такой «двигатель прогресса», который всегда дает вдохновение идти вперед вместе с ними и, наверное, даже быть на шаг впереди. А когда у них что-то не получается, я стараюсь вести их за собой. Сегодня мы преодолеваем определенный пробел в процессе воспитания в школе. Дети нуждаются в общении, в примере, им очень важно показать лучшие стороны жизни, чтобы воспитать полноценными гражданами. Сегодня у ребят очень много возможностей проявить себя. Также большую роль в воспитании играет семья, поэтому часто я приглашаю на мастер-классы и мероприятия социально-психологического всеобуча родителей школьников, мы работаем вместе, – рассказывает Райгуль Калкаманова.

В основу своей воспитательной работы классный руководитель шестого класса и учитель информатики школы №50 Степан КАРИМОВ положил идеи экологической этики. Одна из них – начать с себя, лично участвовать в заботе о чистоте родной планеты, чтобы твой пример стал заразительным для окружающих. Ребята и их классный руководитель участвуют в субботниках по уборке территорий, собирают для правильной утилизации отработанные батарейки, макулатуру – на вырученные за нее деньги покупают саженцы для озеленения территории школы. В целую эпопею, вести о которой разнеслись по разным городам, вылился сбор крышек от пластиковых бутылок, начавшийся с разовой акции и не прекратившийся по сей день. Крышечкам мудрый учитель нашел экологичное применение: во-первых, из них соорудили специальные «цепочки» для сбора пластиковых бутылок во время загородных поездок – их потом обменивают на питьевую воду, во-вторых, разноцветные крышки стали основой для системы поощрения добрых дел ребят. Например, за активное участие в сборе макулатуры можно получить зеленую, за изготовление кормушек для птиц – желтую. А полный набор крышечек потом можно обменять на одну фиолетовую – высшую экологическую награду. Ту же систему оценки, только с другими значениями цветов, в следующем году Степан Камильевич планирует применять при организации детских турпоходов, где будет поощрять умения ориентироваться на местности, правильно укладывать рюкзак, готовить пищу на костре и другие.

Над формированием эмоционального интеллекта у своих ребят работают классные руководители – учитель истории и обществознания школы №32 Екатерина КОНЕВА и учитель начальных классов академического лицея Надежда МАКСИМОВА.

Екатерина Аркадьевна решает эту задачу при помощи приема дизайн-мышления – так можно найти выход из множества проблемных ситуаций. В процессе работы над одной из них родился замечательный онлайн-проект Екатерины Коневой и ее класса по изучению архитектуры родного Магнитогорска – а это и вклад в воспитание уважения к истории родного города. Сейчас ребята занимаются подготовкой видео-подкастов на темы «Левый берег – красота и эстетика, о которых ты не знал», «От барачного городка до немецкого квартала и сталинского ампира», «Хрущевки» и «брежневки» – путь к роскоши в городе металлургов».         

Надежда Максимова применяет в работе с младшими школьниками игровые приемы, которые помогают сформировать у детей эмоциональный интеллект, научить их контролировать эмоции и правильно выстраивать отношения с окружающими людьми.

Проблемы межличностных отношений подростков и буллинга, препятствующего созданию среды для формирования полноценной личности, привлекли внимание классного руководителя девятого класса и советника директора по воспитанию школы №59 имени Ромазана Ксении РЕПЬЕВОЙ. Одним из приемов работы над решением проблемы стал просмотр и обсуждение с подростками фильмов на данную тему, в частности, хорошей «прививкой» от детской жестокости служит кинодрама Ролана Быкова «Чучело». А в целом только совместными усилиями взрослых и детей можно победить проблему, уверена Ксения Александровна.    

Конкурс «Воспитать человека» не только показал многообразие систем воспитания и массу существующих в этой сфере проблем, но и отразил переживаемый обществом ценностный перелом. В ситуации столкновения разных подходов к воспитательной работе все больше педагогов обращаются к приоритетам нравственного порядка, задаче формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

Абсолютные победители каждой номинации городских педагогических конкурсов вскоре примут участие в региональном этапе, а в случае победы получат шанс представить Челябинскую область и на всероссийском конкурсе.

Exit mobile version