80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда. Магнитогорск отправлял посылки защитникам города на Неве, принимал эвакуированных. Сегодня на Невском пятачке установлена стела южноуральским воинам. Подробности – в материале.
80 лет назад, 18 января 1943 года, бойцы Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. После тяжелейшей 16-месячной борьбы город вновь обрел сухопутную связь со страной.
Из «Искры» – пламя
Операция «Искра» началась 12 января 1943 года. В течение 6 дней войска с двух сторон теснили врага в районе Шлиссельбурга, прорываясь навстречу друг другу. В ходе тяжелейших боев было разомкнуто кольцо блокады, окружавшее город с 8 сентября 1941 года, когда единственной связующей ниточкой осажденного города со страной был путь по воде, а зимой – по льду Ладожского озера.
– Я увидел, с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! — вспоминал Г.К. Жуков.
В ходе операции «Искра» были разгромлены 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тысяч человек, а вместе с ранеными и пропавшими без вести — почти 30 тысяч. Победа была достигнута дорогой ценой. Потери войск 67-й и 13-й воздушной армий Ленинградского фронта составили почти 41,2 тыс. человек, в том числе 12,3 тыс. безвозвратных, а Волховского фронта, соответственно, 73,8 тыс. и 21,6 тыс. человек. Около 19 тысяч воинов Ленинградского, Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота были награждены орденами и медалями, а 25 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
В результате операции был отвоеван коридор шириной в 8–11 километров вдоль южного берега Ладоги. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км, получившая название «Дорога Победы», и автомобильная магистраль. Ближе к городу в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Появилась сухопутная связь между второй столицей СССР и большой землей.
Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Таким образом были сорваны замыслы немецкого военно-политического руководства «освободить» Ленинград от жителей путем длительной блокады, сорвана возможность соединения немецких и финских войск восточнее Ленинграда. Во многом этот коридор и дорога позволили Красной армии накопить на Ленинградском фронте достаточно сил и средств для мощного удара и окончательного снятия блокады Ленинграда. Прорыв немецкой укрепленной линии южнее Ладожского озера является таким же ударом по престижу Гитлера, как и сокрушительное поражение немецких войск у Сталинграда. Ленинградский и Волховский фронты получили непосредственную связь, что значительно улучшило стратегическое положение Красной Армии на северо-западном направлении. Операция «Искра» стала переломным моментом в битве за Ленинград, с этого момента стратегическая инициатива полностью перешла к советским войскам, хотя полностью снять блокаду удалось только через год – 27 января 1944 года в ходе операции «Январский гром».
Посылки бойцам
Между магнитогорцами и бойцами Северо-западного фронта, воевавшего южнее Ленинграда, на протяжении всего периода Великой Отечественной войны было тесное взаимодействие. Трудящиеся тыла регулярно отправляли на фронт продовольствие и предметы первой необходимости, собирали подарки и теплые товарищеские письма. В 1943 году к 25-летию Красной армии в цехах комбината, учреждениях и школах города с большой любовью изготавливали подарки для бойцов.
«До 25 тысяч индивидуальных посылок отправили магнитогорцы в подарок фронтовикам, 10 вагонов с подарками стоимостью свыше 1 550 000 рублей увезли на фронт и вручили фронтовикам делегаты Магнитки – завотделом ГК ВКП(б) дважды орденоносец тов. Скугоров и знатный бетонщик тов. Галиуллин.
В числе этих посылок – 23 тонны кондитерских изделий, 3 тонны колбасных изделий, 1500 кг шоколада и конфет, вагон вина, 2 вагона гвоздей, 1 вагон блиндажных печей, спички, одеколон, табак и т.д. Металлурги Магнитки послали Герою и Маршалу Советского Союза тов. Жукову золотые часы. С подарками были посланы на фронт около 10 тысяч писем.
Горячо встретили фронтовики наших посланцев. Они приняли к сердцу наказ магнитогорцев беспощадно драться против немецко-фашистских оккупантов и в свою очередь дали нам наказ: больше металла, больше сверхплановой продукции для фронта, еще шире помощь семьям фронтовиков!» – писал «Магнитогорский рабочий» в марте 1943 года.
Дом родной
В годы Великой Отечественной войны в Челябинскую область были эвакуированы порядка 50 тысяч жителей Ленинграда и Ленинградской области, говорит доктор исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории МГТУ имени Г.И. Носова, автор монографии «Эваконаселение в уральском тылу» Марина Потемкина. На 1 июня 1944 года 516 блокадников насчитывалось в Магнитогорске.
– Эвакуация из Ленинграда шла в три этапа, и она касалась не только периода блокады, – отмечает Марина Николаевна. – Первый этап начался еще 29 июня 1941 года и продолжался до 27 августа, когда были перекрыты железные дороги, потом блокадный период, и весна-лето 1943-го, после прорыва блокады, когда из города вывозили детей, оставшихся без родителей, и создавали для них детдома в тылу. В Челябинск был вывезен Кировский завод, и большое количество обслуживающего персонала. Приезжали конструкторы, управленцы такого уровня как Духов, Котин, Зальцман. Были подростки, которые приехали из Ленинграда и возглавили комсомольско-молодежные бригады, такие как знаменитый Василий Гусев, про которого сочинили песню, и вся страна ее пела. В Магнитогорск в меньшей степени приезжали ленинградцы – основные транспортные магистрали шли на Пермь и на Свердловск. Обычного населения к нам тоже везли мало, потому что в первую очередь надо было селить рабочих, прибывших с предприятиями из Украины.
Челябинская область в годы войны приняла эвакуированных из всех территорий, занятых врагом, больше всех в стране, однако к ленинградским детям было особое отношение. В марте 1942 года было издано специальное постановление совнаркома о выделении им дополнительных пайков. Например, нормы снабжения ленинградских дошкольников, прибывших в эвакуацию на Южный Урал, включали в сутки 400 г белого хлеба, 0,25 л молока, а также в месяц: 1200 г крупы, 430 г сахара, 600 г рыбы, 600 г сельди солёной, 1,2 кг мяса. Расход картофеля нормами не регламентировался.
В июне 1945 года в Коркино был организован детский дом, который существовал до 1961 года. Сюда были привезены со всей области 90 детей-сирот из Ленинграда. Над ними взяла шефство известная уральская детская писательница Лидия Преображенская. Ее книга рассказов «Дом родной» посвящена этому детскому дому.
– Ленинградцы в 2019 году инициировали проект, который назывался «Побратимы». Энтузиасты из всех регионов бывшего СССР собрали материал и издали объемную книгу о том, как вся страна спасала ленинградцев, – рассказывает Марина Потемкина. – Я писала там материал про Челябинскую и Свердловскую область.
Танкисты и танки
Были передислоцированы в Магнитогорск Ленинградские Краснознаменные бронетанковые курсы усовершенствования комсостава РККА, осуществлявшие переподготовку командиров танковых подразделений. Их разместили в первом здании пединститута на левом берегу. Обучение длилось до шести месяцев.
В Магнитогорске на базе ЛКБТКУКС проходил переподготовку на высшие должности командный и политический офицерский состав, специалисты-ремонтники, будущие преподаватели танковых училищ по тактике, топографии, огневой подготовке. Многие выпускники курсов после учебы здесь же, в Магнитогорске, дожидались изготовления в Челябинске танков, вместе с которыми отправлялись на фронт. Осенью 1941 года командование курсов сформировало из курсантов танковый полк, передав в него учебные танки, имевшие реальную боевую ценность − Т-34, Т-50 и КВ. Курсантский полк буквально сгорел в страшных боях на Лужском оборонительном рубеже под Ленинградом той же осенью.
Всего с сентября 1941-го по октябрь 1944 года в Магнитке было обучено и переподготовлено 8674 офицера-танкиста, в том числе 38 офицеров войска Польского. В 1944 году, после снятия блокады, курсы возвратились в Ленинград, а с 9 августа того же года на их основе была организована военная кафедра Магнитогорского горно-металлургического института, которая просуществовала почти 70 лет. Кстати, в Магнитогорске проходил курсы историк Давид Болотин, автор монографий, посвященных истории советского стрелкового оружия, на чьих трудах воспитывались поколения конструкторов, создающих новые образцы стрелкового оружия, и тысячи читателей, интересующихся развитием отечественной военной техники.
Завод на новые рельсы
В Челябинскую область было эвакуировано более двадцати ленинградских заводов и фабрик, трестов и учреждений. Большинство из них прибыли уже в 1941 – начале 1942 гг. Так, согласно Указу ГКО от 11.07.1941 г подлежал эвакуации на ММК завод № 346 НКСП, также известный как Ленинградский арматурный литейно-механический завод им. В. М. Молотова. Предприятие, созданное еще в конце XIX века, занималось выпуском судовой арматуры, чугунного и медного литья. Примечательно, что в 1930-е годы здесь производился выпуск стального литья и арматуры для новостроек, в том числе – и для Магнитостроя. Кто бы мог тогда подумать, что с началом войны завод переедет сюда сам.
На ММК поступило 15 вагонов с оборудованием сталепроволочного, метизного и канатного цехов. Все смонтировано в кратчайшие сроки, и уже 19 сентября 1941 г. эвакуированное оборудование приступило к работе. На базе трех эвакуированных заводов: им. Молотова, им. Лепсе и Нижнеднепровского был организован Магнитогорский завод металлических изделий, который выпускал тяжелые канаты и специальный пруток.
Уже в июле 1941 года на наш металлургический комбинат из Ленинградского научно-исследовательского института танковой промышленности приехала бригада специалистов по изготовлению танковой брони, которая принимала участие в освоении ее производства на броневом прокатном стане «4500» Мариупольского металлургического завода имени Ильича, который также эвакуировали на Магнитогорский металлургический комбинат.
Эвакуированные из Ленинграда в Свердловск член-корреспондент Академии архитектуры СССР, профессор архитектуры Евгений Левинсон, профессор архитектуры, впоследствии член-корреспондент Академии архитектуры СССР Андрей Оль и профессор архитектуры Григорий Симонов в 1942 г. создали проект застройки 14а («немецкого») квартала Магнитогорска.
В Магнитогорск, как и в другие города Урала, были эвакуированы экспонаты Русского музея. В год 70-летия Победы Магнитка стала одним из городов-участников выставки из сокровищниц Русского музея «Спасибо, Урал!», организованной в благодарность к той роли, которую сыграли уральские города в сохранении национального культурного достояния. В числе 32 работ художников-передвижников, выставлявшихся в Магнитогорской картинной галерее, были картины, эвакуированные в Челябинскую область в начале войны.
На Невском пятачке, где погибло порядка 850 южноуральцев, 22 июня прошлого года открыта стела «Красноармейцам из Челябинской области, защищавшим Ленинград». Центр композиции – гильза танка Т-34 – наполнена южноуральской землёй, в том числе – из Магнитогорска.
Цифры: в сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 млн 887 тыс. жителей. В ходе эвакуации 1941—1943 годов из Ленинграда вывезено до 1 млн человек. Во время блокады Ленинграда в городе и его окрестностях было уничтожено 3 200 жилых зданий, 9000 деревянных домов, 840 фабрик и заводов. По приблизительным подсчётам, погибло от голода и обстрелов от 800 тыс. до 1,5 млн человек.
1 496 000 советских солдат и офицеров были награждены медалью «За оборону Ленинграда».