Как Магнитогорск помогал освободителям Ленинграда. Годовщине прорыва блокады посвящается

80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда. Магнитогорск отправлял посылки защитникам города на Неве, принимал эвакуированных. Сегодня на Невском пятачке установлена стела южноуральским воинам. Подробности – в материале.

80 лет назад, 18 января 1943 года, бойцы Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. После тяжелейшей 16-месячной борьбы город вновь обрел сухопутную связь со страной.

Из «Искры» – пламя

Операция «Искра» началась 12 января 1943 года. В течение 6 дней войска с двух сторон теснили врага в районе Шлиссельбурга, прорываясь навстречу друг другу. В ходе тяжелейших боев  было разомкнуто кольцо блокады, окружавшее город с 8 сентября 1941 года, когда единственной связующей ниточкой осажденного города со страной был  путь по воде, а зимой – по льду Ладожского озера.

– Я увидел, с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! — вспоминал Г.К. Жуков.

В ходе операции «Искра» были разгромлены 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тысяч человек, а вместе с ранеными и пропавшими без вести — почти 30 тысяч. Победа была достигнута дорогой ценой. Потери войск 67-й и 13-й воздушной армий Ленинградского фронта составили почти 41,2 тыс. человек, в том числе 12,3 тыс. безвозвратных, а Волховского фронта, соответственно, 73,8 тыс. и 21,6 тыс. человек. Около 19 тысяч воинов Ленинградского, Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота были награждены орденами и медалями, а 25 человек удостоены звания Героя Советского Союза. 

В результате операции был отвоеван коридор шириной в 8–11 километров вдоль южного берега Ладоги. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км, получившая  название «Дорога Победы», и автомобильная магистраль. Ближе к городу в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Появилась сухопутная связь между второй столицей СССР и большой землей.

Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Таким образом были сорваны замыслы немецкого военно-политического руководства «освободить» Ленинград от жителей путем длительной блокады, сорвана возможность соединения немецких и финских войск восточнее Ленинграда. Во многом этот коридор и дорога позволили Красной армии накопить на Ленинградском фронте достаточно сил и средств для мощного удара и окончательного снятия блокады Ленинграда. Прорыв немецкой укрепленной линии южнее Ладожского озера является таким же ударом по престижу Гитлера, как и сокрушительное поражение немецких войск у Сталинграда. Ленинградский и Волховский фронты получили непосредственную связь, что значительно улучшило стратегическое положение Красной Армии на северо-западном направлении. Операция «Искра» стала переломным моментом в битве за Ленинград, с этого момента стратегическая инициатива полностью перешла к советским войскам, хотя полностью снять блокаду удалось только через год – 27 января 1944 года в ходе операции «Январский гром».

фото: архив газеты “Магнитогорский рабочий” от 19.01.1943

Посылки бойцам

Между магнитогорцами и бойцами Северо-западного фронта, воевавшего южнее Ленинграда,  на протяжении всего периода Великой Отечественной войны было тесное взаимодействие. Трудящиеся тыла регулярно отправляли на фронт продовольствие и предметы первой необходимости, собирали подарки и теплые товарищеские письма. В 1943 году к 25-летию Красной армии в цехах комбината, учреждениях и школах города с большой любовью изготавливали подарки для бойцов.

«До 25 тысяч индивидуальных посылок отправили магнитогорцы в подарок фронтовикам, 10 вагонов с подарками стоимостью свыше 1 550 000 рублей увезли на фронт и вручили фронтовикам делегаты Магнитки – завотделом ГК ВКП(б) дважды орденоносец тов. Скугоров и знатный бетонщик тов. Галиуллин.

В числе этих посылок – 23 тонны кондитерских изделий, 3 тонны колбасных изделий, 1500 кг шоколада и конфет, вагон вина, 2 вагона гвоздей, 1 вагон блиндажных печей, спички, одеколон, табак и т.д. Металлурги Магнитки послали Герою и Маршалу Советского Союза тов. Жукову золотые часы. С подарками были посланы на фронт около 10 тысяч писем.

Горячо встретили фронтовики наших посланцев. Они приняли к сердцу наказ магнитогорцев беспощадно драться против немецко-фашистских оккупантов и в свою очередь дали нам наказ: больше металла, больше сверхплановой продукции для фронта, еще шире помощь семьям фронтовиков!» – писал «Магнитогорский рабочий» в марте 1943 года.

Дом родной

В годы Великой Отечественной войны в Челябинскую область были эвакуированы  порядка  50 тысяч  жителей Ленинграда и Ленинградской области, говорит доктор исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории МГТУ имени Г.И. Носова, автор монографии «Эваконаселение в уральском тылу» Марина Потемкина. На 1 июня 1944 года 516 блокадников насчитывалось в Магнитогорске.

– Эвакуация из Ленинграда шла в три этапа, и она касалась не только периода блокады, – отмечает Марина Николаевна. – Первый этап начался еще 29 июня 1941 года и продолжался до 27 августа, когда были перекрыты железные дороги, потом блокадный период, и весна-лето 1943-го, после прорыва блокады, когда из города вывозили детей, оставшихся без родителей, и создавали для них детдома в тылу. В Челябинск был вывезен Кировский завод, и большое количество обслуживающего персонала. Приезжали конструкторы, управленцы такого уровня как Духов, Котин, Зальцман.  Были подростки, которые приехали из Ленинграда и возглавили комсомольско-молодежные бригады, такие как знаменитый Василий Гусев, про которого сочинили песню, и вся страна ее пела. В Магнитогорск в меньшей степени приезжали ленинградцы – основные транспортные магистрали шли на Пермь и на Свердловск. Обычного населения к нам тоже везли мало, потому что в первую очередь надо было селить рабочих, прибывших с предприятиями из Украины.

Челябинская область в годы войны приняла эвакуированных из всех территорий, занятых врагом, больше всех в стране, однако к ленинградским детям было особое отношение. В марте 1942 года было издано специальное постановление совнаркома о выделении им дополнительных пайков. Например, нормы снабжения ленинградских дошкольников, прибывших в эвакуацию на Южный Урал, включали в сутки 400 г белого хлеба, 0,25 л молока, а также в месяц: 1200 г крупы, 430 г сахара, 600 г рыбы, 600 г сельди солёной, 1,2 кг мяса. Расход картофеля нормами не регламентировался.

В июне 1945 года в Коркино был организован детский дом, который существовал до 1961 года. Сюда были привезены со всей области 90 детей-сирот из Ленинграда. Над ними взяла шефство известная уральская детская писательница Лидия Преображенская. Ее книга рассказов «Дом родной» посвящена этому детскому дому.

– Ленинградцы в 2019 году инициировали проект, который назывался «Побратимы». Энтузиасты из всех регионов бывшего СССР собрали материал и издали объемную книгу о том, как вся страна спасала ленинградцев, – рассказывает Марина Потемкина. – Я писала там материал про Челябинскую и Свердловскую область.

Танкисты и танки

Были передислоцированы в Магнитогорск Ленинградские Краснознаменные бронетанковые курсы усовершенствования комсостава РККА, осуществлявшие переподготовку командиров танковых подразделений. Их разместили в первом здании пединститута на левом берегу. Обучение длилось до шести месяцев.  

В Магнитогорске на базе ЛКБТКУКС проходил переподготовку на высшие должности командный и политический офицерский состав, специалисты-ремонтники, будущие преподаватели танковых училищ по тактике, топографии, огневой подготовке.  Многие выпускники курсов после учебы здесь же, в Магнитогорске, дожидались изготовления в Челябинске танков, вместе с которыми отправлялись на фронт. Осенью 1941 года командование курсов сформировало из курсантов танковый полк, передав в него учебные танки, имевшие реальную боевую ценность − Т-34, Т-50 и КВ. Курсантский полк буквально сгорел в страшных боях на Лужском оборонительном рубеже под Ленинградом той же осенью.

Всего с сентября 1941-го по октябрь 1944 года в Магнитке было обучено и переподготовлено 8674 офицера-танкиста, в том числе 38 офицеров войска Польского.  В 1944 году, после снятия блокады, курсы возвратились в Ленинград, а с 9 августа того же года на их основе была организована военная кафедра Магнитогорского горно-металлургического института, которая просуществовала почти 70 лет. Кстати, в  Магнитогорске проходил курсы историк Давид Болотин, автор монографий, посвященных истории советского стрелкового оружия, на чьих трудах воспитывались поколения конструкторов, создающих новые образцы стрелкового оружия, и тысячи читателей, интересующихся развитием отечественной военной техники.

Завод на новые рельсы

В Челябинскую область было  эвакуировано более двадцати ленинградских заводов и фабрик, трестов и учреждений. Большинство из них прибыли уже в 1941 – начале 1942 гг. Так, согласно Указу ГКО от 11.07.1941 г подлежал эвакуации на ММК завод № 346 НКСП, также известный как Ленинградский арматурный литейно-механический завод им. В. М. Молотова. Предприятие, созданное еще в конце XIX века, занималось выпуском судовой арматуры, чугунного и медного  литья. Примечательно, что в 1930-е годы здесь производился выпуск стального литья и арматуры для новостроек, в том числе – и для Магнитостроя. Кто бы мог тогда подумать, что с началом войны завод  переедет сюда сам.

На ММК поступило 15 вагонов с оборудованием  сталепроволочного, метизного и канатного цехов. Все смонтировано в кратчайшие сроки, и уже 19 сентября 1941 г. эвакуированное оборудование приступило к работе. На базе трех эвакуированных заводов: им. Молотова, им. Лепсе и Нижнеднепровского был организован Магнитогорский завод металлических изделий, который выпускал тяжелые канаты и специальный пруток.

Уже в июле 1941 года на наш металлургический комбинат из Ленинградского научно-исследовательского института танковой промышленности приехала бригада специалистов по изготовлению танковой брони, которая принимала участие в освоении ее производства на броневом прокатном стане «4500» Мариупольского металлургического завода имени Ильича, который также эвакуировали на Магнитогорский металлургический комбинат.

Эвакуированные из Ленинграда в Свердловск член-корреспондент Академии архитектуры СССР, профессор архитектуры Евгений Левинсон, профессор архитектуры, впоследствии член-корреспондент Академии архитектуры СССР Андрей Оль и профессор архитектуры Григорий Симонов в 1942 г. создали проект застройки 14а («немецкого») квартала Магнитогорска. 

В Магнитогорск, как и в другие города Урала, были эвакуированы экспонаты Русского музея. В год 70-летия Победы Магнитка стала одним из городов-участников выставки из сокровищниц Русского музея «Спасибо, Урал!», организованной в благодарность к той роли, которую сыграли уральские города в сохранении национального культурного достояния. В числе 32 работ художников-передвижников, выставлявшихся в Магнитогорской картинной галерее, были  картины, эвакуированные в Челябинскую область в начале войны.

На Невском пятачке, где погибло порядка 850 южноуральцев, 22 июня прошлого года открыта стела «Красноармейцам из Челябинской области, защищавшим Ленинград». Центр композиции – гильза танка Т-34 – наполнена южноуральской землёй, в том числе – из Магнитогорска.

Цифры: в сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 млн 887 тыс. жителей. В ходе эвакуации 1941—1943 годов из Ленинграда вывезено до 1 млн человек. Во время блокады Ленинграда в городе и его окрестностях было уничтожено 3 200 жилых зданий, 9000 деревянных домов, 840 фабрик и заводов. По приблизительным подсчётам, погибло от голода и обстрелов от 800 тыс. до 1,5 млн человек.

1 496 000 советских солдат и офицеров были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Exit mobile version