«Амнистия» для техосмотра

В середине текущего месяца Госдума должна принять законопроект о поэтапной передаче государственного технического осмотра транспортных средств из МВД страховщикам ОСАГО.

Накануне майских праздников президент Дмитрий Медведев поручил в срок до 1 июля подготовить предложения о существенном упрощении процедуры техосмотра или полной ее отмене.
Напомним, что правительство объявило о годовой «амнистии» для прохождения техосмотра автомобилей. Срок действия талонов, действительных до 2011 года, продлевается ровно на год. Инструментальный контроль для новых машин отменяется. Автовладельцы, у которых в 2011 году истекает срок действия талона техосмотра, могут еще год ездить по старому документу. Талон на новые автомобили можно будет получить при регистрации, без инструментального контроля. Соответствующее постановление № 413 за подписью премьера Путина размещено на сайте правительства.
Радости мало
Законодательно установленный 12-месячный мораторий на ТО наши автолюбители восприняли как прямое руководство к действию. Отмечу сразу, особой радости эта новость сотрудникам пунктов ТО не принесла. Ситуация в диагностических компаниях, которые специализируются исключительно на проверке технического состояния автомобилей и по закону не имеют права оказывать услуги по ремонту автомобилей, складывается плачевная. Сейчас ТО проходят только те транспортные средства, которых не коснулась амнистия. Основной доход – до 80 процентов – пункты получали от проведения техосмотра частных автомобилей. Получается, что мораторий оставил без работы основную массу сотрудников всех российских пунктов технического осмотра. В течение года на опустевшие линии будут заглядывать лишь грузовой транспорт весом более трех с половиной тонн, машины, используемые в коммерческих целях, и автотехника, перевозящая пассажиров.
За безопасность
на дорогах
Нынешняя организация технического осмотра, конечно, имеет ряд недочетов. Но в этой деятельности есть достаточно много и положительных моментов. Лица, проводящие техосмотр автомобилей, в большинстве случаев очень серьезно относятся к своим обязанностям. По-иному нельзя. Во-первых, пункты работают по договорам, выданным на год. Во-вторых, четко выполняют все прописанные контрольно-профилактические мероприятия. К примеру, если контролер попался на взятке, то бизнес сразу закрывается и все остаются без работы. Такие случаи уже были в нашем городе. В-третьих, контролеры рассказывают, что во время техосмотра они выявляют «массу переделанных машин с нестандартными выхлопными трубами, тонированными стеклами. После каждого рабочего дня тонированной пленкой забиваются мусорные баки». Таким образом пункты ТО повышают безопасность на дорогах и улучшают экологию. Вдобавок, являясь членами некоммерческого партнерства «Центр ОКО», объединяющими родственные предприятия всей нашей области, они финансово с 2008 года помогают реализации программы безопасности дорожного движения.
Осмотр – проходить!
Но все-таки постараемся разобраться в ситуации. Нужно ли сейчас проходить технический осмотр? Мой старый приятель, имеющий тридцатилетний стаж за рулем, утверждает, что, несмотря на мораторий, проходить техосмотр жизненно необходимо: «это в первую очередь моя безопасность и безопасность моей семьи». То же самое утверждают руководители магнитогорских пунктов ТО. Они стопроцентно уверены, что полной отмены технического осмотра не произойдет, и разъясняют, почему. Российский союз страховщиков (а именно ему планируется передать функции ГИБДД по контролю за техосмотром) вряд ли откажется от столь лакомого кусочка – собирать деньги у населения. Тем более что такая практика в России существует уже сто лет, с первого десятилетия прошлого века. Именно тогда были разработаны правила по обеспечению безопасности уличного движения. Согласно им, для получения права езды на автомобилях комиссия городской управы проводила технический осмотр автомобилей, медицинское освидетельствование кандидата в водители и проверку его знаний. После этого выдавалось разрешение на право использования автомобиля, его управление, а также номерной знак. Технический осмотр автотранспорта в дальнейшем проводился не реже одного раза в год. И, естественно, все это делалось не бесплатно.
Вторым доказательством сохранения процедуры техосмотра будет тот факт, что водители, которым в этом году потребуется выехать на автомобиле за границу, должны получить дубликаты талонов о прохождении ТО. В них должен быть указан срок предоставления транспортных средств на техосмотр в соответствующем месяце 2012 года.
Некоторые автомобилисты полагают, что лучше все-таки пройти техосмотр в этом году, несмотря на амнистию. И они полностью правы. Полученный сейчас талон будет действовать два года (если автомобиль младше семи лет), и это позволит избежать возможных проблем в 2012 году. Ведь на будущий год система техосмотра претерпит сильные изменения, процедуру планируют совместить с получением полиса ОСАГО. Тут пока много неясного. Понятно одно – что новый закон начнет действовать с первого января. И там, пока будет отрабатываться система, вероятны очереди. Да и вполне возможно повышение расценок за услугу. К слову, сегодня техосмотр стоит 780 рублей – именно такую сумму установило правительство Челябинской области. А сколько вы заплатите за прохождение техосмотра в будущем году, если воспользуетесь амнистией, неизвестно. Предполагается, что методики расчета максимальной платы определят федеральные органы исполнительной власти. И плата за прохождение техосмотра составит от 1,5 до 3 тыс. рублей. Предельный размер платы за проведение инструментального контроля будет устанавливаться дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и типа транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций, бланков талонов ТО. В любом случае это будет значительно дороже. Вполне в духе времени, если страховщики накануне установят свои правила игры.
При этом вполне возможно, что повторный технический осмотр будет также проводиться за плату. Сейчас, если при проверке были обнаружены отклонения в работе систем, вам дадут 20 дней на их устранение. Потом вы снова приедете на осмотр, где машину проверят без дополнительной оплаты и только по замечаниям, выявленным на предыдущей проверке.
Еще касательно очередей и повторного технического осмотра. На одном из городских пунктов ТО директор констатировал, что в прошлом году у него прошли осмотр четыре тысячи старых авто. Это половина из всех прошедших. И неоспоримый факт – 62 процента в общем парке магнитогорских автомобилей составляют авто старше семи лет. И потому предсказать нетрудно, какой бум будет в будущем году при прохождении техосмотра.
Конечно, эта процедура отнимет время и силы. Но если к ней хорошо и грамотно подготовиться, то без лишних нервов и в минимальные сроки вы получите заветный талон. И без всяких сомнений окажетесь в выигрыше. По крайней мере, в будущем году. Никто при смене сценария у вас талон изымать не будет. Закон обратной силы не имеет.

Что же предлагают авторы проекта?
По словам законотворцев, новые автомобили (до трех лет) не будут проходить техосмотр совсем. Для владельцев автомобилей от трех до семи лет сохраняется необходимость прохождения ТО раз в два года, машины старше семи придется предъявлять на «телесный осмотр» ежегодно.
Техосмотр будут проводить частные СТО, получившие специальную аккредитацию. При этом выдавать соответствующий документ будет Российский союз автостраховщиков, а правила аккредитации разработает Минэкономразвития.
В первое время точно так же будет выдаваться талон, который нужно будет предъявить страховой компании при получении полиса ОСАГО. А впоследствии планируется перейти на электронный документооборот. Данные о прохождении ТО станут включаться в специальную автоматизированную базу данных, и свидетельством прохождения техосмотра будет наличие полиса.
Для меньшей неразберихи в первое время законопроект устанавливает двухлетний переходный период с начала действия закона в случае его принятия с 1 января 2012 года. В этот период автовладельцы смогут обращаться как в действующие сейчас пункты инструментального контроля, так и в частные техцентры, которые получат аккредитацию на проведение ТО.
P.S. Кстати, Минфин России предложил поднять стоимость базового полиса обязательного автомобильного страхования в полтора раза, компенсировав тем самым трехкратное увеличение выплат по страховым случаям.
В правительство направлена новая версия законопроекта об ОСАГО. В ней предусматривается повышение максимальных лимитов выплат пострадавшим: по ущербу здоровью – в размере до 500 тыс. руб. вместо нынешних 160 тыс. руб., по ущербу имуществу – до 400 тыс. руб. вместо 120 тыс. руб. Параллельно вырастет и стоимость базового полиса ОСАГО: если сегодня самый простой вариант автострахования можно оформить за 1980 рублей, то после принятия поправок стоимость полиса увеличится в полтора раза – примерно до 3000 рублей. Однако точных цифр пока нет.

Exit mobile version