Экспертиза –дело тонкое

Для людей непосвященных любая экспертиза – стандартная процедура. Между тем заниматься этим непростым делом может только подготовленный специалист.

Не случайно на одном из последних заседаний Совета безопасности при правительстве Челябинской области обсуждался вопрос, связанный с проведением экспертиз, в том числе судебно-психиатрических. Экспертиз только этого направления за год в регионе производится около четырех тысяч, немалая часть из них – в Магнитогорске, специалистами крупнейшей областной психоневрологической больницы №5. За последние десять лет число таких экспертиз возросло здесь почти в два раза.
Учитывая серьезный опыт, накопленный в этой сфере магнитогорскими медиками, активность магнитогорских врачей, психологов, экспертов, на базе больницы было решено провести «круглый стол» по проблемам судебной психиатрии, на который пригласили председателей судов, руководителей следственных комитетов при прокуратуре и следственных отделов управления внутренних дел города. Но главными гостями, а скорее все же консультантами и советчиками стали специалисты Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, где проводятся наиболее сложные повторные экспертизы. Опыт главного экспертного центра страны в области психиатрии просто бесценен, а потому невозможно переоценить важность встречи за «круглым столом».
Со стороны может показаться: что тут такого оценить – личность с «серьезными отклонениями» предстала перед судом или нет? На самом деле сегодня эксперты занимаются не только определением вменяемости подозреваемого в преступлении, проводят экспертизы потерпевших, но и определяют, дееспособен человек или нет. Это важно при решении растущего числа имущественных дел. Кроме того в последнее время появляются все новые виды экспертиз, в том числе способности управления транспортным средством, а также так называемой сделкоспособности.
Вообще проблемы сделок, в том числе и дарения, когда дарящий вдруг заявляет о том, что его принудили сделать подарок в виде квартиры, становятся все более актуальными. А как определить сделкоспособность у людей, страдающих алкоголизмом? У престарелых с расстройствами памяти? Даже для экспертов порой это непростые вопросы. По словам старшего научного сотрудника института им В.П. Сербского Ирины Чибисовой, в Москве, к примеру, все чаще прибегают к экспертизе, с помощью которой определяют, с кем из родителей после развода будет жить ребенок. И здесь проблема в том, как не навредить неокрепшей детской психике, забирая ребенка от матери, у которой нет необходимых жилищных условий. Эта тенденция, между прочим, в скором временем коснется и регионов.
Что касается преступности, то и здесь нельзя говорить о том, что преступления все чаще совершают те, кого называют невменяемыми. Их число остается на протяжении многих лет примерно одинаковым. Здесь другая проблема, о которой говорила Ирина Чибисова. В стране идет смена установок, связанная с гуманизацией общества. В результате в целом по России освободилось сорок тысяч психиатрических коек. И если психиатрия перестает заниматься такими больными, ими приходится заниматься правоохранительным органам. Поэтому так необходимо взаимодействие медиков и юристов, теории и практики – об этом тоже шла речь на «круглом столе».

Exit mobile version