Педагог года-2018. В основной номинации конкурса «Учитель школы» состязались 15 специалистов

Магнитогорск. В Магнитогорске состоялся финал городского конкурса профессионального мастерства.

От классики до современности

На прошедшей неделе в решающей битве на площадке школы №5 сошлись финалисты номинаций «Педагог дошкольного образования», «Учитель школы», «Педагогический дебют», каждый из которых уже прошел два отборочных тура.

В основной номинации конкурса «Учитель школы» состязались 15 педагогов, на заключительном этапе сразились за победу 5 финалистов. Каждый из них представил 20-минутный мастер-класс и принял участие в «круглом столе» на тему взаимоотношений и взаимодействия учителей и родителей школьников.

«Мы сохраним тебя, русская речь…»

Участники, гости и жюри под председательством начальника управления образования Натальи Сафоновой увидели, как «Тайное становится явным» благодаря учителю начальных классов школы №55 Ольге Мельник. Речь во время ее мастер-класса шла об обучении ребят смысловому чтению.

− В обучении чтению упор долго делали на достижение показателей скорости, зачастую в ущерб пониманию текста, его интерпретации, усвоению информации. Сейчас образовательным стандартом акцент смещен на формирование осознанного чтения, − констатирует Ольга Николаевна.

На начальном уровне ученик учится осмысливать значение каждой языковой единицы, далее появляются понимание идеи, образной системы, изобразительно-выразительных средств, позиции автора литературного произведения, а потом и осознание своей собственной читательской позиции.

Конкретные приемы обучения Ольга Мельник продемонстрировала на примере участников фокус-группы, которые толковали и продолжали на свой лад фразы, изменяли знаки препинания, искали аргументы в подтверждение выдвинутых тезисов и писали мини-эссе в защиту русского языка.

О тесно связанном с вопросами чтения феномене «природной» грамотности размышляла во время мастер-класса учитель начальных классов гимназии №18 Наталья Захарова. Многие убеждены, что существует врожденное языковое чутье, позволяющее писать грамотно, не помня при этом правил орфографии.

− Ученые доказали, что в феномене «природной» грамотности ничего природного нет и что его можно успешно развивать, − говорит Наталья Александровна. А помогают в этом классические приемы, давно используемые на уроках русского языка.

Между тем здорово навредить делу могут ошибки на вывесках и баннерах, мимо которых мы проходим ежедневно, так в нашу память постепенно врезаются неправильные варианты написания слов. Между тем есть страны, где за такие вывески на хозяев налагают штраф. Поэтому весьма актуальным для школьников может стать квест по родному городу в поисках ошибок, цель которого − их искоренение. В самой же гимназии №18 в качестве «памятки» используют… лестницу, на каждой ступеньке которой начертаны трудные для запоминания словарные и иностранные слова и примеры из таблицы умножения.

Языком толерантности

Своим решением лингвистических задач покорила болельщиков конкурса молодой преподаватель иностранных языков школы №64 Надежда Папкова, прививающая детям навык использования важного лексического средства формирования толерантности – эвфемизмов (нейтральных слов и выражений, заменяющих другие, считающиеся неприличными или неуместными).

Для Надежды Владимировны лингвистическая толерантность − один из важных аспектов налаживания межкультурных коммуникаций, которому, собственно, и служит изучение иностранных языков. Необходимость главенства взаимного уважения в человеческом общении Надежда Папкова поняла, будучи волонтером Сурдлимпийских игр.

Однако Надежда Владимировна раскрыла всю правду об эвфемизмах, которые порой способны искажать факты. Примером на мастер-классе послужило сообщение Центрального телевидения СССР об аварии на Чернобыльской АЭС, в котором взрыв был назван всего лишь «реакцией на быстрых нейтронах».

В духе современности

С особенностями создания проектных задач знакомила учитель истории и обществознания многопрофильного лицея №1 Ирина Смяткина, предложившая эффективно использовать в обучении такую особенность современных школьников, как клиповое мышление.

Еще одно современное веяние – увлеченность сетевыми квестами – предложил обратить на пользу учебному процессу учитель информатики академического лицея Андрей Литвин, увлеченный игрок «Ночного дозора», переложивший ценности соревнований по городскому ориентированию в плоскость образовательную. Так родилась игра «Виртуальный дозор», соревнования которой проходят в лицее с 2012 года. Результат прохождения заданий предложенного Андреем Вячеславовичем квеста − формирование предметных и метапредметных компетенций и важных личностных качеств. Участники фокус-группы искали во время мастер-класса этого учителя некую птицу, оказавшуюся в итоге пеликаном – символом российского учительского конкурса.

Впереди – область

За день до финала профессионального конкурса школьных учителей в Магнитогорске прошли финальные мастер-классы «Педагога года-2018» в дошкольной номинации. Из пятнадцати воспитателей, четырех музыкальных руководителей и двух инструкторов по физической культуре из детских садов города до финала также дошли только пять педагогов.

На прошедшей неделе решающий этап состязаний состоялся также для молодых учителей – финалистов номинации «Педагогический дебют» и финалистов городского конкурса «Воспитатель года-2018» в номинации «Классный руководитель».

Победители городских педагогических конкурсов будут объявлены позже и станут участниками областного этапа.

Exit mobile version