Декабрь – время снежного серебра, когда особенно хочется красок. Поэтому непременно стоит посетить выставку Назира ГАЙФУЛЛИНА, открывшуюся к 70-летию художника в Магнитогорской картинной галерее.
Заслуженный деятель искусств республики Татарстан, Заслуженный работник культуры и искусства Челябинской области, Назир Гайфуллин родился в Салаватском районе Башкортостана, в Магнитогорск приехал, чтобы поступать на худграф МГПИ, да так и остался на всю жизнь. После института работал художником бюро наглядной агитации Магнитогорского калибровочного завода и художником-оформителем на ММК, параллельно занимался живописью и скульптурой.
В 1990-е годы, когда его профессия перестала быть востребована на предприятии, ушел в творчество: с 1992 скульптор художественно-производственных мастерских, с 1998 года член Союза художников России.
– Я начинал со скульптуры, мне нравилась скульптура, – вспоминает художник. – И первая работа была – портрет жены. Скульптура сложнее из-за своей трехмерности, необходимо сделать так, чтобы со всех сторон она была интересна, чтобы любой ракурс был хорош. Однако время идет, меняются прерогативы, и я решил перейти в живопись и графику.
Произведения Назира Гайфуллина хранятся в Национальном культурном центре Казани, музее города Актаныш, в Томском областном художественном музее, в Магнитогорской картинной галерее. Назир Сайфуллинович известен в первую очередь как скульптор, работающий с гипсом, мрамором шамотом, деревом. Он автор серии мемориальных досок выдающимся гражданам Магнитогорска, участвовал в создании садово-парковых скульптур для Дома отдыха «Юбилейный».
– Как скульптор Назир Сайфуллинович владеет этим видом искусства в совершенстве, – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник выставочно-просветительского отдела МКГ Ирина ТЕРЕЩЕНКО. – Но, видимо, потребность работать дальше, делать что-то новое, обозначила его переход к живописи. И эта выставка – стремление автора представить себя по-новому, потому что очень важно стремление развиваться, не быть похожим ни на кого, искать свой стиль. И он его нашел в яркости цвета, в простоте сюжетов – все гениальное просто. С натурой он вообще не работает. Будь то натюрморт, пейзаж, портрет – это все образы в его голове.
Эта персональная выставка уже пятая в Магнитогорске, еще три проходили в Казани, по одной в Челябинске и Троицке. Много участвовал Назир Сайфуллинович в коллективных всесоюзных, зональных, региональных и городских экспозициях, общался с коллегами п творческому цеху, ведь насмотренность – одна из главных задач художника, помогающих в работе, и учиться важно, невзирая на возраст, считает он.
Современный магнитогорский зритель помнит персональную выставку Назира Гайфуллина, которая прошла в Магнитогорской картинной галерее в 2019 году, масштабно представив автора, как художника-универсала: графика, живописца и скульптора.
Экспозиция «Цвет и форма» приурочена к 70-летию автора и представляет ретроспективу 40 лет его творчества – самые знаковые и показательные скульптуры, небольшую часть графических работ и обширный живописный материал. Больше всего здесь работ, написанных в последние 2-3 года.
– Графика Назира Гайфуллина очень четкая, проработанная. Такая нейтральная графика для него это переход, некий мостик между скульптурой, монолитной, темной, и яркой живописью, – отмечает Ирина Терещенко.
В своем творчестве художник стремится выразить ощущение мира, отношений между людьми, какой-то особенной нежности. Впечатляет яркий, сочный колорит работ Назира Гайфуллина. Сам он считает, что в этом есть и национальные черты, и стремление большим форматом, взрывом цвета привлечь внимание зрителя, поднимать настроение. При этом безусловная декоративность его живописи не мешает увидеть авторскую мысль, но, наоборот, подчеркивает ее.
Тематика работ – история, религия, философия, литература, но чаще это сцены из жизни: бытовые ситуации и сиюминутные эмоции. Ярко выделяются портреты, хотя собственно изображений реальных людей немного («Хан Кубрат», «Портрет Зайтуны Мавлюдовой», «Портрет Сажиды»), скорее это обобществленные образы, придуманные автором, сам он их называет – лики. Отрицая «фотографичность» в искусстве, Назир Гайфуллин намеренно искажает черты своих персонажей, подстраивая визуальное восприятие объекта к психологическому портрету, например, резко подчеркивая асимметрию лица («Краснощекий Эркин Восемь», «Спокойный Дюк Пять»).
В его работах ярко чувствуется национальный колорит – мечети, народные праздники, чаепития, колоритные персонажи.
– Поскольку я татарин, то сюжеты идут от души, от моей национальной сущности, и это выплескивается наружу, – улыбается Назир Сайфуллинович. – Я рисую то, что волнует. То, что хочется рисовать.
Есть здесь и городской пейзаж – узнаваемые уголки Ленинского района, и яркая красота уральской природы, и натюрморты
– Несмотря на то, что художник имеет высокие звания, почетные грамоты и благодарности разного уровня, Назир Гайфуллин самокритичен, требователен к своим работам, справедливо полагая, что художник, считающий, что достиг высот, ничего стоящего создать больше не сможет, – констатирует куратор экспозиции. – Частые персональные выставки – это возможность посмотреть на свои работы по-новому, что-то исправить, дополнить или переписать. С этой стороны выставочный зал, в отличие от мастерской, меняет именно авторский взгляд на работы. Поэтому внимательный зритель заметит некоторые изменения в представленных экспонатах, по сравнению с прошлой персональной выставкой, в том числе и новые названия. Творческий путь Назира Гайфуллина – образец бескорыстного служения искусству и художественной мысли, итогом которого становятся наполненные, честные и интересные произведения. На этом пути встречаются трудности и сомнения, но всё же больше радость от созидания и ощущение ценности своей работы.
Увидеть их можете и вы. Работа выставки продлится до 22 января.