Качество коммунальных услуг должно соответствовать оплате – так гласит закон.
Подача без сбоя
Жильцы многоквартирных домов имеют не только обязанности, но и права. Конкретно у собственников есть право получать основные коммунальные услуги в полном объеме и соответствующего качества. Сформулированные требования к качеству коммунальных услуг можно найти в приложении №1 к Правилам №354. Для каждого вида коммунальной услуги они индивидуальны, поэтому остановимся лишь на основных компонентах.
Холодная вода должна быть доступна жильцам дома всегда. Небольшие перерывы в ее подаче возможны, и то лишь в случае аварии, но не более восьми часов в месяц в целом. Единовременное же отключение разрешено максимум на четыре часа. Кроме того, холодная вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 по составу и давлению подачи.
Горячая вода тоже должна быть в кране круглосуточно. Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Разрешается и ее отсутствие из-за аварий, но тоже не более восьми часов в месяц в целом и четырех часов единовременно. Правда, есть оговорка: если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв в подаче воды имеет право растянуться до 24 часов. По требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, температура воды должна быть 60-75 градусов. Допустимое отклонение ночью (с 0 до 5 часов) – не более пяти градусов, днем – не более трех градусов. Перед тем как определить температуру горячей воды, ее можно сливать в течение десяти минут. Горячая вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09 по составу и давлению подачи.
Водоотведение. Здесь допустимая продолжительность перерыва – не более восьми часов суммарно в месяц или четыре часа единовременно.
Электроснабжение. Оно также должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – два часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа при одном источнике. Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92 по напряжению и частоте тока.
Газоснабжение – бесперебойное и круглосуточное. Допустимый перерыв – не более четырех часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-87 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,003 МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.
Отопление – бесперебойное и круглосуточное в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца или не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 градусов. А вот отклонение давления в радиаторах от нормативов в принципе не допускается.
Составляем акт
Как зафиксировать факт предоставления услуги ненадлежащего качества? Первое, что нужно сделать, если вы обнаружили, что в вашем доме внепланово отключили, к примеру, горячую воду или электричество и не включают, несмотря на то, что все законные сроки прошли, – позвонить, написать заявление в аварийно-диспетчерскую службу. Обязательно сообщите свои фамилию, имя, отчество, точный адрес помещения, где отключена услуга, и ее вид. Потребуйте, чтобы сотрудник аварийно-диспетчерской службы, который принял ваш звонок или заявление, сообщил вам свои фамилию, имя и отчество, номер, за которым он зарегистрировал сообщение, и время регистрации.
Как правило, в аварийной службе уже знают об аварии и, разумеется, о том, что в домах жителей нет горячей воды или света. Но бывают случаи, что сотрудники аварийной службы понятия не имеют об отключении или ограничении услуги. Тогда они в течение двух часов, если вас устраивает это время, должны приехать к вам домой и зафиксировать факт: «горячей воды нет» или «она едва течет».
Во время проверки факт нарушения подтвердился? Непременно укажите в акте дату и время проведения проверки, все нарушения, которые вы обнаружили, и инструменты, которыми пользовались для их выявления. Кроме того, опишите свои выводы о дате и времени начала нарушения качества услуги. Бывает, что нарушение не подтверждается, – тогда именно это и укажите в акте. Но чаще возникает спор: жильцы утверждают, что нарушение есть, коммунальщики – что его нет. Акт в любом случае должен быть составлен.
Акт составляют в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывают его эти лиц, один экземпляр акта передается потребителю, второй остается у исполнителя. Прочие экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвовавшим в проверке.
Если же спор относительно того, было или нет нарушение, так и не привел к консенсусу, жители дома и исполнитель коммунальной услуги определяют, как они будут в дальнейшем проверять качество услуги.
Имея на руках акт, фиксирующий предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, потребитель вправе обратиться за перерасчетом платы за данную коммунальную услугу. При этом важно понимать, что перерасчет не может быть сделан ранее чем с даты составления акта.
Защита прав
Каждый жилец квартиры одновременно является и потребителем жилищно-коммунальных услуг. И его права могут быть нарушены. В какой-то мере виновным в этом можно считать самого жильца: большинство собственников и нанимателей жилых помещений не стремятся активно участвовать в «судьбе» своего дома, а это провоцирует недобросовестных предпринимателей на то, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу. Еще одна причина: слишком мало людей разбирается в тонкостях жилищно-коммунальной сферы и закона «О защите прав потребителей».
На сегодняшний день все организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны раскрывать потребителям практически всю информацию о своей деятельности. Это касается и управляющих организаций, и ТСЖ, и кооперативов. Информация раскрывается посредством размещения сведений на федеральном портале: reformagkh.ru, а также на сайтах исполнительной власти, местного самоуправления, управляющей компании.
Раскрытию подлежат:
- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества,
- сведения о выполняемых работах (услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД,
- общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе,
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации,
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества,
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Итак, собственник подозревает, что его права нарушены. Куда ему обратиться? В первую очередь в совет многоквартирного дома. Если же в совете дома не смогли дать четкий ответ, обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет вам жилищные или коммунальные услуги. Более действенным является письменное обращение, здесь главное грамотно подготовить текст: указать конкретные требования и основания для их заявления.
Кроме того, существуют государственные и муниципальные органы, которые занимаются контролем и надзором в сфере ЖКХ. В нашем случае, это государственная жилищная инспекция – главный надзорный орган в ЖКХ. Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах Главный государственный жилищный инспектор РФ.
Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищная инспекция – первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.
Форма заявления может быть произвольной, главное – четко и ясно описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно.
Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи. Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной. Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ, где и сообщат об этом. Кроме этого, вам могут выдать акт проведенной проверки, его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца.