Тренажеры предназначены для отработки действий на случай ЧС. Участие в их создании принимала целая команда, в которую вошли ученики Проектной школы МГТУ Носова.
В МГТУ им. Г. И. Носова рассказали о разработке тренажеров в среде виртуальной реальности. В проекте приняли участие более 20 человек. Это сотрудники вуза, дочерней организацией ООО «РНД МГТУ» и АО «Магнитогорский Гипромез», а также студенты и ученики Проектной школы МГТУ.
Тренажеры предназначены для четырех объектов ММК. Это центральная электростанция и цеха – электросталеплавильный, кислородно-конверторный, коксовый. На тренажерах металлурги будут отрабатывать действия на случай ЧС.
При создании тренажеров команда проекта консультировалась с работниками цехов. Виртуальная реальность, созданная разработчиками, полностью повторяет помещения комбината.
«Уникальность наших тренажеров в том, что они основаны на отсканированном трёхмерном пространстве реальных объектов. В помещениях цеха на штатив ставится лазерный сканер, который, вращаясь, сканирует окружающие объекты. Так формируется облако точек – своего рода трехмерная фотография. Точность построения такой модели до долей миллиметра. На основе этих данных мы создаём 3D-объекты для тренажеров, получая максимально схожую с реальностью трехмерную копию цеха, в том числе оборудования. Кроме того, проводилась большая работа для формирования звукового сопровождения с эффектом присутствия. Для этого велись записи на действующем производстве», – рассказывает директор проектного офиса (НИС-РНД) МГТУ им. Г.И. Носова Сергей Левандовский.
В виртуальной среде запрограммированы события, которые соответствуют официальным планам мероприятий по ликвидации последствий аварии.
Управление тренажером напоминает управление в компьютерных играх. Есть обучающая часть с подсказками, и экзаменационная, где верное решение надо принимать самостоятельно.
«Например, возьмем тренажер, разработанный для ЦЭС. Согласно отрабатываемому сценарию на одной из локаций произошел разрыв газопровода доменного газа. Сотрудник полностью погружается в ситуацию, где от его первых решений зависит успешный исход ликвидации ЧС. Например, в режиме обучения при моделировании ситуации с разрывом газопровода на информационном табло появляются варианты действий: выключить электричество, эвакуироваться, начать тушение огнетушителем. В режиме обучения сотруднику выдаётся подсказка – выбрать огнетушитель, а в режиме экзамена выбор придется делать без какой-либо дополнительной информации», – поясняет Сергей Левандовский.
Три тренажера уже сданы заказчику – ММК. Еще один будет готов в ближайшее время.