Полвека отдала беззаветному служению театру Александра Солдатенко. Когда жизнь поставила её перед выбором, актёрскую стезю она оставила без сожаления.
В поисках образа
За эти годы менялось многое – эпохи, руководители, идеология. Другим стал репертуар Магнитогорского драматического театра имени Пушкина, сменилось несколько поколений актеров и зрителей. Но все это время артисты, режиссеры, художники благодарят Александру Федоровну за ее золотые руки. Кажется, она сама и есть «властитель эпох» – ведь Александра Солдатенко знает обо всех деталях колорита «всех времен и народов», о которых только может идти речь в театральной пьесе. Она способна «оживить» любую эпоху на сцене, «омолодить» или «состарить» персонажей, порой проживающих в спектакле целую жизнь…
На работу в магнитогорскую драму Александра Федоровна, тогда студентка театрального училища имени Михаила Щепкина, поступила в восемнадцать лет. Ей показались невероятно притягательными профессия художника по гриму, работающего над созданием сценического образа, и его задача – помочь артисту сделать первый шаг к роли, перевоплотиться в персонаж. Это настоящее сотворчество! И у опытного гримера может быть собственное видение образа, не совпадающее с взглядом постановщиков.
А иногда бывает, что придуманный Александрой Федоровной образ может кое-что изменить в спектакле.
Александра Солдатенко нередко сама создавала эскизы образов. Большую школу прошла она в первые годы работы в драме у тогдашнего начальника гримерно-постижерного цеха Раисы Окуневой.
Начинающий художник по гриму «тренировалась» на больших мастерах магнитогорской сцены, свои лица ей доверяли актеры Виктор Морозов, Виталий Юферев, народный артист России Лев Самарджиди, Роза Кузьмина, Галина Хренникова, король эпизода Дмитрий Козловский и многие другие. С большой благодарностью вспоминает Солдатенко своего первого директора Михаила Полякова.
Примечательно, что в те годы ей, стройной красавице, довелось не только придумывать сценические образы в тиши театрального закулисья, но и блистать на сцене в эпизодических ролях в пьесах Лопе де Вега, Бертольда Брехта. Но когда жизнь решительно поставила ее перед выбором, актерскую стезю она оставила без сожаления.
И Ленин такой молодой…
Большим профессиональным успехом Александры Федоровны был конкурс, проходивший в начале 1980-х годов среди гримеров Урала. Участие в нем принимали художники из Перми, Екатеринбурга и других крупных городов. Условия предусматривали создание трех исторических портретов. Обязательным был образ Ленина, его создание включало изготовление постижерных изделий – парика с лысиной, накладных бородки, усов с подбородником и наложение живописного грима. Остальных исторических персонажей гример мог выбрать самостоятельно, но и они должны быть выдержаны в нужном идеологическом ключе.
Александра Солдатенко кроме Ильича, в роли которого выступил внешне напоминающий вождя мирового пролетариата «мужик с улицы», представила москвичам из комиссии целую портретную галерею: Маяковского, Горького, Бунина, Сталина. Образцами для подражания ей часто служили портреты, опубликованные в журнале «Огонек».
Всех политических деятелей и писателей, «заново родившихся» благодаря умелым рукам магнитогорского гримера, запечатлели для столичной фотовыставки. А спустя некоторое время на общем собрании коллектива театра художнику по гриму Александре Солдатенко торжественно вручили конкурсные награды: звание «Отличник работы Министерства культуры СССР» и премию в размере 90 рублей. Спустя еще несколько лет Александре Федоровне присвоили звание ветерана труда и приняли во Всероссийское театральное общество – ныне это Союз театральных деятелей России.
«Три столпа» магнитогорской драмы
С трепетом вспоминает наша героиня и ту эпоху истории нашего театра, когда в его стенах творили главный режиссер Валерий Ахадов, главный художник Вячеслав Виданов, а возглавляла коллектив личность не менее творческая − директор Владимир Досаев.
Времена были сложные, но дух творчества в театре, как и дух всеобщего единения, когда радости, невзгоды и работу делили на всех, сломить было невозможно. Работали с большим вдохновением. Неизгладимый след в памяти оставили фестивали «Театр без границ», мелодрамы − «Хрустальная слеза». В те годы довелось работать с известными артистами и режиссерами. Шутка ли – в Магнитогорске тогда играла спектакль сама Анни Жирардо… И на всех неизменно производило большое впечатление мастерство магнитогорского художника по гриму, способного в одиночку образцово выполнить титанический объем работы.
Яркой страницей творческой биографии Александры Солдатенко стало участие в съемках фильмов Валерия Ахадова «Я обещала, я уйду» и «Личная жизнь королевы», где работали звезды отечественного кино. Мир кинематографа она открыла еще студенткой, когда проходила гримерскую практику на съемках «Железного потока» Ефима Дзигана, по совпадению преподавателя Валерия Ахадова на режиссерском факультете ВГИКа.
Конечно, грим для кино и грим театральный – вещи разные. В кино условия диктует операторская техника, лицо актера должно выглядеть органично в крупном кадре, когда его размер на экране порой во много раз превышает реальный.
За годы профессиональной деятельности Александра Федоровна воспитала много учеников, некоторые из них работают в театрах города. Навыки создания «визуального образа» пришлось осваивать и актерам драмы, которые гримируются весьма искусно – например, актер Игорь Панов, перевоплощаясь в князя Пантиашвили из спектакля «Ханума», самостоятельно наклеивает усы, брови, бакенбарды, а гример только наносит на волосы седину. Этот образ из тех, что рождались долго и мучительно, о нем довелось немало поспорить Александре Солдатенко, неизменно принимающей близко к сердцу все, что касается создания новых спектаклей.
«Ветераны сцены»
Александра Федоровна допустила нас в святая святых – театральный склад постижерных изделий, и мы увидели сотни париков, бород и усов, хранящих историю постановок магнитогорской драмы. На почетном месте – «старейшины», изготовленные руками нашей героини – парик Ленина, парик Луки из спектакля «На дне» по пьесе Горького, одной из известнейших постановок театра. Каждая из этих вещиц прожила на сцене драмы долгую жизнь, видела триумф и славу.
«Парик Луки – очень тонкая работа, нужно было достоверно передать потрепанную редеющую шевелюру, − поясняет Александра Федоровна. – А вот, например, коротко стриженые “ежики” для зеков из спектакля “Шрамы”, который ставил в драмтеатре Виктор Шрайман».
Изготовление волосяных изделий – процесс кропотливый и замысловатый: каждый волосок продевают в основу при помощи крючка и завязывают с изнанки на узелок. А Александра Солдатенко при необходимости может соорудить парик из любых бросовых материалов – старой магнитофонной пленки, целлофана, делает и «дреды» из ткани – все это нередко идет в ход при подготовке детских спектаклей.
Превратности грима
Александра Федоровна, человек в театре незаменимый, по сей день ездит на все гастроли. Последними были поездки в Минск и Тамбов, куда Солдатенко собиралась во время нашей встречи. В коробки аккуратно уложены парики для спектаклей «Темные аллеи», «Изобретательная влюбленная», «Любовь в большом городе», так, чтобы их можно было быстро достать и подготовить к спектаклю.
В прошлом году, когда в нашем городе проходил фестиваль «Сцена-2016», Александру Солдатенко привозили на работу с загипсованной ногой – тогда она, несмотря на все невзгоды, вдохновенно сотворила образ Антона Чехова, предусмотренный сценарием церемонии закрытия областного театрального форума. После этого трудно поверить, что у этой полной творческих сил женщины уже подрастает правнучка…
Накануне тамбовских гастролей Александру Солдатенко поздравляли с золотым творческим юбилеем в родном театре. Немало теплых слов ей адресовали главный режиссер и актеры драмы, будущие артисты − студенты консерватории. Приятным моментом вечера стало благодарственное письмо Магнитогорского городского Собрания депутатов. Но главным признанием в любви были, конечно же, бурные зрительские овации в адрес тайного властителя сцены, так редко выходящего из-за кулис.