Екатерина БЕССМЕРТНЫХ – аккредитованный экскурсовод, член Русского географического общества, создатель агентства авторских экскурсий ТУРМГН. На протяжении 6 лет она придумывает и проводит интересные туры. Сначала это были семейные экскурсии в большие города – Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, однако позже пришло понимание: пусть лучше люди приезжают к нам, в Магнитку, где не меньше интересного. Так с 2019 года появился проект ТУРМГН, который помогает увидеть интересное в привычном, как в нашем городе, так и в его окрестностям.
– Мне кажется, я делаю хорошее дело, просвещая как приезжих, так и горожан всех возрастов, – комментирует сама Екатерина. – Авторские экскурсии – это в первую очередь встречи для горожан. Мне хотелось бы, чтобы наши люди больше гордились территорией, где они живут, чтобы они знали не только «Тыл-фронту», Первую палатку, но и другие памятники, которые еще нужно уметь «прочитать». Например, не так давно мы ходили с детской художественной студией к Солнечным часам, и дети были изумлены, насколько глубокий подтекст у этого всем привычного памятника.
Авторские экскурсии – это про все органы чувств. Это всегда живое ощущение от вечного и постоянно меняющегося. Это возможность потрогать кусочки железной руды и ощутить их тяжесть и ржавость. Сравнить, кто жил в доме раньше и кто выходит из подъезда сейчас, какая музыка звучит из окон, и даже какие запахи – рыбу ли жарят или пироги пекут: такие неявные на первый взгляд вещи могут рассказать о месте гораздо больше, чем википедия, и наполнить его новыми смыслами. И, более того, побывав на них, ты начинаешь иначе смотреть на то, что вокруг тебя.
Сейчас Екатерина с командой АНО СБС «Открытый институт проектирования» реализует грантовый президентский проект «Дорожная карта истории Южного Урала», одна из задач которого – создание школы авторских экскурсий, которые меняют взгляд на город через личные истории, факты из архивов. Таким образом, задача, пропуская информацию через себя и находя в ней чувствительные нотки, создавать новые нарративы Магнитки. История нашего края богата: здесь и геологические образования, и достижения на сельских территориях, и удивительная река Урал, о которой мы часто забываем. Тем в городе, о которых можно рассказывать огромное количество. Однако, в проекте участвуют не только активисты из Магнитогорска, а так же из близлежащих посёлков и городов: Троицка, Белорецка, Верхнеуральского района.
– Нужно, чтобы люди на местах поняли прелесть своего пространства, увидели себя со стороны. Важно подчеркнуть особенности – этнические или гастрономические, уникальные ботанические или ремесленные находки, и тогда сюда можно привозить туристов, а значит повышать экономику места, – поясняет экскурсовод. – Челябинская область уникальна, здесь и природная составляющая, исторические аспекты и этнография, смесь культур – мы богатый край не только в природных ресурсах, но и в социокультурных аспектах. Хотелось бы развить целую сеть туристических мест вокруг города, куда можно доехать за час-полтора. В наших силах менять место и отношение к месту. Мне жаль, что наши многочисленные отели как первый фронт работы с приезжими, не могут представить город, как, впрочем, и рестораны/кафе. На меня часто смотрят странно администраторы таких учреждений: «какие еще экскурсии, нам ничего не нужно». Это разговор не про меня конкретно, а про гостеприимство края. Вижу здесь целый пласт местной, так называемой креативной экономики. Где купить сувениры, а что в городе посмотреть, где покушать? Сейчас предлагаю туристам лучшее из возможного. Потому что мне важно, как мы выглядим перед приезжими и с каким ощущением уезжает человек из Магнитки?
Важнейшую задачу Екатерина видит в работе со школьниками, кружковцами, студентами. У ребят сейчас много времени занимают гаджеты и учеба, поговорить с бабушкой или прогуляться по скверу, где был первый дом, заглянуть в семейный альбом некогда. Поэтому стремятся экскурсоводы находить к детям разные подходы, в том числе выходят в школы, разрабатывают настольные игры.
Уже готова карта-раскраска по достопримечательностям города, на подходе игра «Мемо» по работам магнитогорских художников, знаковым для города.
Меняющие пространство
Заявку на «Мастера гостеприимства» Екатерина Бессмертных подавала уже не в первый раз, но вот – конкурсные испытания пройдены успешно – победа и новые возможности. Помимо Кати в это году Южный Урал представляли златоустовцы.
– На фестивале была выстроена хорошая программа, много общения, потому что собралось около сотни людей из разных регионов, – вспоминает она. – Нетворкинг – безумно важная тема: поделиться, задать вопросы откуда вы, а как у вас, а что вы делаете, если… Одно из наиболее запомнившихся направлений – Школа акторов туриндустрии «Мастер-кемп: экскурсоводы», в котором участвовали 33 человека из 22 регионов: экскурсоводы, музейные работники, педагоги, исследователи, гиды-любители.
Мастера гостеприимства учились, слушали лекторов. Один из спикеров, экскурсовод из Сысерти Александр САВИЧЕВ, – пример того, как человек меняет территорию вокруг себя. Началось все с цеха старинного чугунолитейного завода, где давно не функционирует производство и откуда еще в 1990-е вынесли все. Два года назад Александр создал здесь музей, наполнив место новыми смыслами, проводит экскурсии, устраивает выставки. Один из таких проектов – программа виртуальной реальности, которая позволит увидеть, как это все работало.
Александр издал несколько книг, создал коллекцию открыток «Выражайся по-сысертски», уже набрал несколько последователей, которые тоже проводят экскурсии, одно время был депутатом местного собрания. По его инициативе в Сысерти был построен туристическо-информационный центр, где можно после долгих прогулок по городу отдохнуть, сходить в туалет, попить горячего чая и купить сувениры, а в большом зале-лектории при центре проводятся интересные встречи и различные мероприятия.
В городке с населением в 20 000 человек все время что-то происходит, сюда постоянно приезжают потоки туристов из соседнего Екатеринбурга и других городов. А с наплывом туристов стал постепенно преображаться и сам город, его инфраструктура.
Второй, не менее интересный лектор – Дмитрий МОСКВИН из Екатеринбурга. О его проекте «ЕКБ гуляем» и мастер-классах для магнитогорских экскурсоводах уже писал «МР». В своих лекциях он рассказывал, как видеть в городе человеческие истории, создавать свои экскурсии и не бояться, что их «уведут».
Также опытом делилась радиожурналист и гид-любитель из Ростова-на-Дону Анна ПИВОВАРОВА, создательница бренда «Не лыком шито» и победительница фестиваля «Мастера гостеприимства» прошлого года. В один прекрасный день она стала разбираться, в каком роддоме она родилась, и оказалось, что его владельцем был известный дореволюционный армянский купец. Потом интересы стали распространяться все шире, Анна начала водить экскурсии для друзей, а сейчас в круг ее экскурсантов входят знаменитейшие люди мира.
Тема ее доклада – как известные уроженцы того или иного города могут не только не стесняться его представлять, но и повлиять на его развитие.
В поисках идентичности
Мастерам гостеприимства довелось и самим почувствовать гостеприимство Саранска. Они проехали с экскурсией по городу, побывали в национальном театре, в музеях, попробовали блюда народов эрзя и мокша на ужине в национальном стиле и посмотрели выступления национальных коллективов.
В 2018 году Саранск был одним из городов Чемпионата мира по футболу, тогда здесь появилась прекрасная спортивная арена, интересные городские пространства. С одной стороны Мордовия – дотационная республика, производств там практически нет. С другой, туристов привлекает яркий национальный колорит, такие значимые места для православных, как Дивеево. Культура, история, народные традиции – это то, чем может заявить о себе любой регион и зарабатывать на этом, считает Екатерина.
– Я никогда раньше не была в Саранске, хотя путешествую много, – улыбается гид. – Меня впечатлило, что они подают себя как национальную республику, самую близкую к Москве, но что это говорит о них самих? Саранск был основан еще в 1641 году, однако не осталось ничего от этой старины – только одна белокаменная церковь XVII века, все остальное – новодел. Здесь три национальности – эрзи, мокши и шокши, у каждого свой язык, свои традиции, по городу много национальных орнаментов. Я нашла здесь много сходства с нашими краями в культурах, или здесь тоже был Пугачев, однако встреча с ним сложилась совсем иначе.
Одним из заданий для участников фестиваля было на ходу составить экскурсию по незнакомому городу. Нелегко с нуля, найти то, что цепляет, и о чем хочется рассказать, однако это и даёт толчок для творчества.
– Из Саранска мы разъехались со слоганом: давайте двигать регионы, – говорит Екатерина. – Ведь везде есть интересные природные памятники, арт-объекты, исторические события. И важно научиться проводить такие яркие мероприятия для всех горожан, чтобы на них хотелось приезжать и было, что вспомнить. Эту идентичность нужно найти, проявить и взять себе. Это непростая задача и нужно привлекать к размышлению об этом философов, филологов, историков, художников, журналистов… Магнитогорск пока делает ставку на промышленный туризм, может когда-то и город подтянется.
Один из последних и наиболее жизнеспособных на сегодняшний день брендов Магнитогорска – «Место встречи Европы и Азии». На рубеже 2000-10-х годов была проведена немалая работа по созданию своеобычной идентичности нашего города, разработка собственного культурного кода Магнитки, интересные мероприятия, которые объединяют людей. Например, перетягивание каната между Европой и Азией магнитогорцы вспоминают до сих пор, у многих хранятся черные и белые футболки команд с эмблемой города. Возможно, кто-то был бы не прочь поехать в подобной футболке на какой-нибудь фестиваль и сейчас, но в городе можно купить футболку про Нью-Йорк или Париж, а про Магнитогорск – нереально.
– Тема идентичности городу необходима. Сейчас в молодежи распространены настроения уехать в столицы, и оно очень чувствуется – такое впечатление, что у людей корней нет. Такие проекты помогают осознать, кто мы и куда мы идем. Это интересный опыт для Магнитогорска, город следует изучать, находить изюминки и продвигать их. Ведь даже элементарное – купить сувениры, в нашем городе непросто. Этот вопрос нужно решать, – констатирует гид.
Сейчас в этом направлении работает немало людей – экскурсоводы, педагоги и их ученики, которые проводят интересные исследования, однако было бы прекрасно, если бы они имели еще и практический результат. У Екатерины Бессмертных есть мечта сделать школу экскурсоводов и для детей, чтобы они сами водили экскурсии для сверстников и взрослых.
В результате конкурса ни Магнитка, ни Челябинская область пока что в финал не попали, хотя есть за что бороться и к чему стремиться – победители получат федеральные средства на развитие собственного проекта, административную и организационную поддержку, возможность обучения.
– Для меня такие выходы в свет – сверка с реальностью, потому что я живу здесь, у меня есть идеи, мечты, планы, не всегда всё получается, и бывают минуты слабости, – отмечает Екатерина Бессмертных. – Побывав на фестивале, сравнивая другие области, я вижу, что у нас огромный потенциал в развитии туризма. Это мой первый опыт, не было иллюзий, что я смогу выйти в финал, но в любом случае это повышение самооценки, участие дает смелость в реализации локальных проектов.
Справка:
Фестиваль «Мастера гостеприимства» – один из проектов президентской платформы
«Россия – страна возможностей». Это конкурс для талантливых и инициативных специалистов туриндустрии. Его задача – создание благоприятных условий развития и кадровое обеспечение отрасли, а глобальная цель – раскрыть туристический потенциал страны и вывести туризм в России на новый уровень. В этом году он проводится уже в пятый раз, принимала гостей столица Мордовии Саранск.
Екатерина Бессмертных: Когда экскурсовод – не просто «говорящая голова» с указкой. На моих встречах экскурсанты становятся исследователями территорий, наблюдают, находят в каждом объекте глубину и считывают неочевидные моменты, заложенные скульпторами, архитекторами, узнают личные истории – это и есть авторские экскурсии. Таких нюансов, маленьких секретов немало в городе, и я все время ищу, разгадываю новые и с удовольствием рассказываю об этом на экскурсиях. Чем больше будет воодушевленных людей, тем выше будет показатель причастности и ощущение хорошего качества жизни, а значит наполненности и счастья.