С нами навечно остались его герои и… стихи. Как Леонид Броневой начинал творческий путь в Магнитогорске

Магнитогорск. Есть даже легенда, будто фамилию актёр Броневой взял именно благодаря Магнитке

 

Нежданная слава

Леонид Сергеевич – из немногих актеров, чьи кинообразы продолжают жить собственной жизнью, став нетленными брендами русского фольклора. Представить современное устное народное творчество без этих персонажей уже невозможно. Пожалуй, по популярности с анекдотами про Мюллера и Штирлица из «Семнадцати мгновений весны» могли бы соперничать только Петька и Василий Иванович из бессмертного «Чапаева». А иногда в произведения фольклора попадала и собственная фамилия актера, как в этот анекдот: «Штирлиц выстрелил, пуля отскочила. «Броневой», − догадался Штирлиц».

Действительно, уже на следующий день после начала показа легендарного сериала о советском разведчике Леонид Броневой, сыгравший шефа гестапо Генриха Мюллера, проснулся знаменитым – в те дни ему приходилось даже скрываться от поклонников. Это было довольно неожиданным для 45-летнего актера, ведь фильму никто не прочил громкой славы и всенародной любви. Было это в 1973 году. Но до того Броневой уже успел пройти большой и довольно тернистый путь – жизненный и творческий…

Артист поневоле?

На долю Леонида Сергеевича выпали многие испытания, уготованные ему как сыну врага народа. Его отца, бывшего сотрудника органов госбезопасности Украины, арестовали в 1936-м по обвинению в троцкизме. А Леонида вместе с матерью выслали из Киева в город Малмыж Кировской области. В 1941 году им разрешили вернуться в столицу Украины, но вскоре пришлось вновь покинуть ее в связи с эвакуацией.

Когда-то Леонид мечтал о профессии дипломата или журналиста-международника, но сыну врага народа эти пути были заказаны. Поэтому он, окончив школу, поступил в Ташкентский театральный институт. В 1950 году получил распределение в Магнитогорский драматический театр имени Пушкина.

Период жизни Леонида Броневого, связанный с нашим городом, исследовала заведующая отделом истории Магнитогорского историко-краеведческого музея Татьяна Фатина. Среди источников, с которыми она знакомилась, − воспоминания друга Леонида Броневого артиста театра и кино Виталия Титова, также начинавшего на магнитогорской сцене.

«Когда я, в 14 лет серьезно «заболев» театром, устроился учеником бутафора в наш драмтеатр, Леонид Броневой работал здесь уже второй сезон, − писал Титов. – Я постоянно ощущал на себе его отеческую опеку, которая выражалась не только в материальной помощи – поделиться куском хлеба, деньгами, но и в более высоком, духовном. Я был покорен обаянием этого непростого человека, его трезвым рассудком, щедрым сердцем и, конечно, незаурядными способностями. Я тянулся к нему, стараясь во всем походить на него».

В ожидании ролей

По воспоминаниям Виталия Титова, незадолго до приезда Леонида Сергеевича в Магнитогорск в нашем театре случился пожар. В связи с этим сценический дебют молодых артистов был отодвинут на неопределенное время. Чтобы заработать денег, они вынуждены были работать грузчиками на металлургическом комбинате.

Магнитогорский гигант поразил Леонида, особенно впечатлил его труд сталевара – позднее он даже посвятит этой профессии стихи, которые были опубликованы в «Магнитогорском рабочем» 28 февраля 1951 года в отчетном материале по итогам литературного конкурса. Тогда Леонид Броневой получил одну из вторых премий в номинации «Поэзия». Вот строки из его песни о сталеварах Магнитки: «Сверкай, наша песня, как яркие слитки, чтоб слышали в каждом краю: стоят сталевары советской Магнитки за Родину в первом строю…».

Есть даже легенда, будто фамилию Броневой Леонид Сергеевич взял именно благодаря Магнитке, ведь настоящая фамилия его отца была Факторович. На самом деле Броневым стал еще отец актера Соломон Иосифович – возможно, по аналогии с Джугашвили-Сталиным.

В ожидании первых ролей Леонид Броневой также возглавил драмкружок, организовал хор, которому сам аккомпанировал на аккордеоне, известно, что у артиста был абсолютный слух и хороший голос.

Этих дней не смолкнет слава…

Первая долгожданная театральная роль Леонида Броневого была без слов. Тогда режиссер сказал ему: с текстом каждый сыграет, а ты попробуй привлечь внимание публики без текста!

Оклада молодого артиста едва хватало на пропитание. Как пишет Татьяна Фатина, в архиве драмтеатра она видела объяснительную записку Броневого:

«12.02.51 г. я опоздал на репетицию, ибо был снят милицией с трамвая за неуплату за билет (основание – отсутствие денег) и доставлен в диспетчерскую, где и пробыл, пока не был отпущен по указу начальства треста трамваев». Известен и приказ по драмтеатру от 29 октября 1951 года: «Артист Броневой на спектакле «Стакан воды» вел себя возмутительно – смешил партнеров и искажал образ, этим снижал качество спектакля».

За два сезона Леонид Сергеевич сыграл в спектаклях магнитогорской драмы «Голос Америки», «Благочестивая Марта», «Анна Каренина», «Угрюм-река», «За здоровье молодых», «Калиновая роща», «Этих дней не смолкнет слава». В последней постановке герой Броневого – белогвардейский офицер Раевский исполнял старинный романс под собственный аккомпанемент на рояле, что особенно нравилось зрителям.

Еще одно свидетельство пребывания Леонида Сергеевича в нашем городе вновь находим в «Магнитогорском рабочем»: в газете от 16 июня 1951 года есть заметка о том, что артисты драмтеатра организовали концерт в пионерском лагере школы №31. Тогда перед детьми выступили актеры Скарга, Броневой, Розанова и другие.

Вскоре творческая судьба привела Леонида Сергеевича в Оренбургский драматический театр, затем свела со знаменитым актером Алексеем Грибовым, оказавшим Броневому содействие в прослушивании в школе-студии МХАТ. Затем были в жизни Леонида Броневого и другие провинциальные и столичные театры – на Малой Бронной, Ленком.

Было и более полусотни ролей в кино, самыми запоминающимися, кроме Мюллера, стали работы в «Покровских воротах», «Том самом Мюнхгаузене», «Формуле любви», «Небесах обетованных» и других картинах. Предпоследней ролью стал старый актер Владимир Журавлев в «Простых вещах». Тогда Броневому довелось вновь встретиться с Магнитогорским драматическим театром имени Пушкина – в лице бывшего главного режиссера Сергея Пускепалиса, игравшего главную роль, ставшую, не без благословления великого артиста, точкой отсчета актерской славы.

Exit mobile version