Художественная самодеятельность в СССР была важной частью работы образовательных учреждений, средством эстетического и патриотического воспитания учащихся. Немалую часть художественной самодеятельности составляли хоровые, танцевальные и театральные объединения при училищах. Ежегодное проведение смотров самодеятельности, праздников песни и фестивалей стало традиционным для большинства управлений профессионально-технического образования.
Архивная документация IV фестиваля учащихся и работников учебных заведений профтехобразования Челябинской области под названием «Боевые дела семилетки» 1959-60 годов позволяет отследить историю организации мероприятия. Фестиваль проводили в три этапа. На первом – в учебных группах, на втором – в училищах и школах, третьим этапом был заключительный праздник.
В рамках фестиваля, помимо разработки и репетиций художественных программ, в училищах и школах были проведены юмористические и тематические вечера, фотовыставки, конкурсы на лучшую стенгазету и фотоснимок, высадка деревьев. Заключительный праздник предполагал поездку в областной центр, где проходили массовые праздничные мероприятия, в том числе торжественное шествие по улицам города, парад открытия фестиваля на стадионе, массовые гимнастические выступления, красочное карнавальное шествие, молодежный бал-карнавал. Фестиваль проводился при непосредственном участии Всероссийского хорового общества, Союза советских писателей и Союза советских композиторов.
Всероссийское хоровое общество
Хоровые коллективы являлись тогда наиболее массовым видом художественной самодеятельности. Всероссийское хоровое общество, которое было организовано в 1957 году, занимает особое место в истории развития отечественного хорового искусства. ВХО целенаправленно проводило качественное улучшение системы народного музыкального образования и просвещения. Совершенствовалось профессиональное хоровое образование, развивалось школьное и внешкольное музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества, расширялась система детских хоровых студий и школ. В реализации курса ВХО были задействованы, в том числе, государственное управление культурой и образованием, средства массовой информации, издательское дело, научно-методическая и репертуарная работа.
Системная методическая работа ВХО по созданию специальных пособий, учебных программ, курсов по обучению музыкальной грамоте для любителей хорового пения была работой по укреплению творческого потенциала общества, помогала выявлять народные таланты, обучать их и вводить в профессиональную сферу. Налаживая обмен опытом между хоровыми коллективами, организуя фестивали, конкурсы, смотры от местного до российского масштаба, ВХО продвигало идею роста художественной культуры народа.
Эта работа повлияла на расширение сети учреждений и факультетов, готовящих учителей пения и руководителей детских хоров, привлекла к руководству детскими хоровыми коллективами профессиональных музыкантов. ВХО организовывало педагогическую практику студентов дирижерско-хоровых отделений в школах, проводило семинары по повышению квалификации учителей пения. По инициативе организации были организованы научно-методические центры, распространялись новейшие научные знания и современные формы работы с детьми, изучались вопросы, связанные с гигиеной и охраной детского голоса. ВХО составило единую программу к урокам пения в восьмилетней общеобразовательной школе, постоянно внедряло в учебные программы новейшие научно-методические знания и передовой педагогический опыт, занималось организацией внеклассной хоровой и другой музыкальной работы с детьми и юношеством, организацией и проведением детских хоровых конкурсов.
Всероссийское хоровое общество, которое по праву может считаться одним из символов советской эпохи, до сих пор служит прочным фундаментом хорового дела в России и с 2013 года возрождается. На учредительном собрании общества, которое состоялось в Московском центре музыкальной культуры, председателем был избран дирижер, руководитель Мариинского театра Валерий ГЕРГИЕВ.
Будьте вежливы, будьте любезны!
В рамках IV областного фестиваля учащихся и работников учебных заведений профтехобразования Челябинской области под названием «Боевые дела семилетки», состоявшегося в 1960 году, состоялись конкурсы профессионального мастерства, на лучший кабинет, лабораторию, мастерскую, лучшие рационализаторское предложение, экспонат выставки. В области культуры – на лучший творческий коллектив, чтеца, танцора, певца, лучший рисунок, картину, вышивку, стихотворение, рассказ, стенную газету. Прошли смотры благоустройства, конкурс на лучшее общежитие, комнату, уголок, спортивные соревнования. В Магнитогорске были организованы лектории на разные темы, в том числе о хорошем вкусе и манерах, культуре поведения в обществе.
По итогам фестиваля определяли лучших участников художественной самодеятельности в количестве двухсот человек, которым в период летних каникул предстояла поездка в Москву для участия в смотре творческих коллективов. Архив содержит директиву об отмене поездки магнитогорских участников в столицу и последующее возмущенное письмо в адрес организаторов, а также письменное подтверждение того, что справедливость восторжествовала – приказ о поездке участников смотра в составе 150 человек.
В марте 1960 года по итогам смотров художественной самодеятельности и проверок на местах Главное управление ПТУ при Совете Министров РСФСР направило отчет начальникам республиканских, областных и городских управлений профессионально-технического образования. Документ подводил итоги и констатировал факт оказания помощи в подготовке и проведении смотров профессиональных работников искусств и Домов народного творчества, организации сбора средств от сдачи металлолома и макулатуры, помощи колхозам учащимися, приобретения музыкальных инструментов и аппаратуры, костюмов и спортивного инвентаря, благоустройства общежитий и клубов и строительства стадиона и Дома культуры трудовых резервов.
Союз дружбы народов
30 декабря 1922 года были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный договор. К 100-летию образования СССР историко-краеведческий музей организовал выставку «Союз дружбы народов», рассказывающую об основных достижениях страны – строительстве новых городов, индустриализации, электрификации, создании колхозов и совхозов, обеспечивших продовольствием многомиллионное население, Победе в Великой Отечественной войне, всесоюзных ударных стройках, освоении космоса и других. На выставке будут представлены также филокартические коллекции, отражающие достижения советской эпохи.