Какие направления культуры актуальны для молодежи и какие хотелось бы организовать самим? Так ли много сидят студенты в соцсетях и как за 20 минут нарисовать картину? Все это смогли узнать студенты магнитогорских колледжей.
Демьян ПОЛЕНОВ в 2020 году окончил Многопрофильный колледж по специальности «Специалист по земельно-имущественным отношениям», сейчас учится в МГТУ на преподавателя истории и обществознания. Он уже достаточно давно участвует в различных проектах, и буквально месяц назад у них с Олегом ВЕДЕРНИКОВЫМ появилось понимание: нужно создавать что-то свое. Так возникла идея НКО «Центр социально-политических инноваций». Сейчас ребята готовят документы для юридического оформления организации, но и до того, как она обретет официальный статус, не сидят на месте. На днях они провели мероприятие для студентов магнитогорских колледжей на базе библиотеки Крашенинникова.
– Для нас это возможность узнать, что хотят сейчас видеть студенты от культуры и творчества в целом. У нас получились разноплановые площадки: одна связана непосредственно с интернетом, вторая – с созданием предметов своими руками, есть площадка, где ребята сами будут генерить собственные проекты, – рассказывает Демьян.
Руководители колледжей с удовольствием откликнулись на эту идею, и в морозный день в библиотеке собралось порядка 60 девушек и парней из педагогического, многопрофильного и технологического колледжей.
Я бы в блогеры не пошел
Мне самой довелось провести одну из площадок этой встречи. Не скажу, что все удалось, но получился достаточно неожиданный для меня социологический срез. В первую очередь тем, что выяснилось: молодежь далеко не так много времени проводит в соцсетях, как нам, взрослым, казалось – у части присутствующих нет ни одного аккаунта, а желающих реализовать себя в роли популярного блогера и вовсе практически нет.
Краткий опрос показал, что наиболее актуальной площадкой для молодежи является Телеграмм: его ценят за удобство в пользовании, большое количество разнообразной информации на любой вкус, и, что немаловажно – возможность приватности. Несколько ребят признались, что имеют свои каналы – наиболее раскрученный из них посвящен теме армии и вооружения, в остальных студенты преимущественно общаются с друзьями и выкладывают забавные картинки-мемы.
На втором месте по популярности социальная сеть ВКонтакте: это просто, здесь хорошая компания и всегда есть возможность найти новых друзей, отмечают студенты. На третье месте Ютуб – тоже из-за богатства самой разнообразной информации, на четвертом Инстаграмм и Тик-ток (несмотря на то, что эти сети в РФ вошли в черный список, молодежь порой пользуется VPN, чтобы поделиться своими фотографиями и посмотреть на жизнь друзей, переключиться от проблем на смешные ролики и полезные советы). А вот столь же запрещенный Фейсбук не имеет ни одного поклонника – видимо, возраст не тот. Про LiveJournal, где остались одни мамонты и динозавры, молодежь не слышала вовсе.
Молодые люди весьма осторожны в том, чтобы хвалиться в интернете своими достижениями и приятными впечатлениями – то, что в наши непростые времена это может быть опасным, понимают многие. Отдельной темой обсуждения стали негативные комментарии. И тут выводы неожиданные – практически все понимают: вступать в дискуссии с «троллями» – дело неблагодарное. Лучший способ борьбы с хейтерами – это игнор. А вот корректные замечания порой могут сослужить добрую службу, в отличие от доброжелательных одобрений друзей по любому поводу.
Шторм культурных идей
Каковы недостатки и плюсы в создании проектов, связанных с культурой? Об этом поговорила со студентами руководитель магнитогорского отделения Российского движения школьников Наталья НОВОСЕЛОВА. Главная цель – расширить понимание того, насколько богато культурное пространство города и какие возможности дает ребятам Пушкинская карта: по ней можно не только пойти в культпоход со своим классом или группой, но и самостоятельно выбрать и посетить интересный концерт, выставку, спектакль. Эта встреча подарила ребятам не только новые культурные идеи, но и понимание, что мероприятия можно организовывать самим, особенно если в афише нет того, чего хочется.
– Задача площадки – раскачать ребят на то, какие инициативы они могут реализовать, – комментирует Наталья. – В первой части занятия мы сделали небольшой анализ на тему, какие культурные объекты и мероприятия в городе уже есть, чтобы показать, сколько у нас в городе всего интересного, и от этого отталкиваться. Во второй части ребята отвечали на вопрос: чего им в городе не хватает? В каждой команде появилась идея, которая может стать реальным проектом – фестиваль граффити и конкурс скорочтения среди школьников, концерты на открытом воздухе и культурные мероприятия в библиотеках с участием семей.
Организаторы вместе с ребятами «штурмили» и придумывали разнообразные проекты культурных мероприятий. Такие мозговые штурмы важны: даже случайно высказанная идея может зажечь кого-то как спичка и перерасти в проект, отмечает Наталья. Но хотеть мало, важно еще и делать, а для этого нужны ресурсы, которых у ребят пока нет. И здесь приходит на помощь грантовая поддержка государства.
За плечами Натальи Новоселовой 6 воплощенных в жизнь грантовых проектов по вопросам профориентации, развития детских движений, спортивного ориентирования, семейных историй, краеведческих игр, а также помощь другим людям в написании заявок и реализации еще 12-ти. Получить гранты на реализацию своих идей подростки могут с 14 лет – для этого необходимо зайти на сайт грантов губернатора Челябинской области и заполнить свою заявку. Эта информация была для них новой, признаются студенты, однако – интересной и вдохновляющей.
– Такие мероприятия нужны для того, чтобы появилось желание что-то делать, человеку нужно до этого созреть, и это может быть достаточно долго – 2-3 года, – считает Наталья. – Сложность образовательных мотивационных мероприятий в том, что результат видишь не сразу. Но для того, чтобы появился прецедент, чтобы человек подумал: «А что, так можно?», нужно выполнить несколько задач. Во-первых, чтобы дети поверили, что они реально могут, второе: познакомить с возможностями, которые есть, и третье: мотивировать захотеть. Даже те, кто сам не будет организовывать проект, может войти в чью-то проектную команду. Первый социальный проект должен быть «по любви», а потом ты вырастаешь, углубляешься в технологии и можешь брать проблемы, которые уже не столь тебе интересны по содержанию, но ты замотивирован на результат.
Нарисую рассвет
Художник Михаил ВОРОБЬЕВ поговорил с ребятами о живописи и роли художника в обществе, о добре и зле, любви и жизни в искусстве. Беседа затянулась на 2 часа, но время пролетело незаметно.
– Ребята собрались заинтересованные, активные, вопросы задавали, было очень интересно с ними беседовать. Порисовали с ними немного, создали за 20 минут небольшой пейзаж экспромтом пастелью, – рассказывает Михаил Воробьев. – Есть ребята, которые напрашиваются на продолжение беседы, я их пригласил к себе в мастерскую в декабре. Такие встречи показывают, что не все у нас потеряно, молодежь у нас хорошая, во многих глазах живой интерес. Я остался очень доволен, аудитория мне понравилась.
Встреча получилась интересной, отмечает пришедшая со студентами преподаватель Магнитогорского педколлджа Анна КУЛЕШОВА. Ее студенты занимаются сценической деятельностью, и такой досуг для них очень важен. А студентка Софья УСАЧЕВА хотела бы присоединиться к организации проекта по конкурсу скорочтения.
Дальнейшие планы НКО «Центр социально-политических инноваций» достаточно обширны – исторические велозаезды по городу, автоквесты, проведение турниров по «Что? Где? Когда?» и другие разноплановые мероприятия, которые позволят ребятам создавать, узнавать новое, показывать свои способности.