Наследство – дело особое. Президент областной палаты развеял мифы о завещании

О профессии нотариуса слышали, пожалуй, все, но при этом мало кто может точно объяснить, чем занимаются ее представители.

Между тем нотариат – одна из важнейших составляющих правовой системы страны, защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Осмотрительные люди прибегают к нотариальной защите даже в тех случаях, когда по закону это совсем не обязательно.

На днях в Магнитогорске состоялась региональная конференция «Наследственное право России: перспективы модернизации, реакция и ожидания общества». Одним из ее спикеров стал президент Челябинской областной нотариальной палаты Сергей Тратьяков. При этом он еще и член правления Федеральной нотариальной палаты, координационного совета УрФО при Главном управлении Министерства юстиции страны по Свердловской области, координационного совета при управлении минюста по Челябинской области.

В Магнитогорск Сергей Третьяков всегда приезжает охотно и считает его «своим» городом, ведь когда-то четыре года работал здесь. Главный нотариус региона пообщался с нашим корреспондентом.

− Сергей Викторович, с какими вопросами к вам чаще всего обращаются?

− В первую очередь это проблемы наследства. Во-вторых, актуальна семейная тема. Это заключение брачных договоров, раздел имущества, алиментные отношения – разводов в стране много, а значит, много и проблем, связанных с ними. Не все, кстати, знают, что решать эти проблемы можно не через суд, а с помощью нотариуса. К тому же в суде процесс может длиться годами, а у нотариуса все можно сделать быстрее и комфортнее, да и люди у нас чувствуют себя психологически более спокойно. Что касается заключений брачных контрактов, то и здесь мы предлагаем разные варианты.

− Наследство получать приятно, но завещание писать у нас не принято…

− Я был на учебе во Франции, там завещание составляют сразу, как только человек становится совершеннолетним. И это нормально. У нас же о завещании вспоминают, когда человек уже при смерти. Бывает, мне и вечером звонят, и в выходные просят срочно приехать. Так делать не надо: может быть, человек находится под воздействием каких-то лекарственных препаратов, может быть, уже не отдает отчета в том, что говорит. Я всем объясняю: «Составляйте завещание, пока молоды». На это часто слышу в ответ: «А что вы меня хороните?» Это ошибочное восприятие. Я сам давно сделал завещание и спокойно живу, при этом у меня любящая семья, дети и внуки. Но я знаю, что в любой момент могу завещание отменить, даже находясь здесь, в Магнитогорске, просто обратившись к любому нотариусу.

То же и с брачным договором. Его можно составить еще до вступления в брак, и ничего в этом плохого нет. Это своего рода защита, особенно для бизнесменов. Например, если случатся проблемы в бизнесе, имущество жены будет защищено договором.

Чем больше мы будем обращаться к нотариусам, тем стабильнее будет ситуация в обществе и государстве. Не зря нотариат называют превентивным правосудием. Мы выполняем государственные функции, регулируем правоотношения между гражданами или юридическими лицами, чтобы не возникало споров. Ведь договор, заключенный у нотариуса, дисциплинирует людей, заставляет выполнять свои договорные обязательства. И главное: нотариальный документ, согласно законодательству, имеет повышенную доказательственную силу, опровергнуть его в суде практически невозможно. Как говорят во Франции: мы обеспечиваем экономическую безопасность граждан и государства.

− Какова специфика работы нотариуса?

− Мы не государственная структура, но и не бизнес, при этом государство держит нас в очень жестких рамках, требует качества услуг, высокой квалификации персонала. У нас весь технический персонал с высшим образованием, а то и с двумя высшими. Например, нотариус работает с каждым наследственным делом в течение полугода. Определяет круг наследников, наследственную массу, ему необходимо сделать десятки запросов. Недавно один магнитогорский нотариус мне рассказала, что по одному делу сделала 56 запросов. Лично я свою оргтехнику меняю каждые два года – такая на нее нагрузка, плюс специальное дорогостоящее программное обеспечение.

− Возможны ли ошибки у нотариусов?

− Я в нотариате почти 25 лет и восхищаюсь специалистами, которые здесь работают. Их добрым отношением к людям, желанием помочь.

Мы, пожалуй, единственные специалисты в стране, кто несет полную материальную ответственность за свои действия. Это закреплено законодательно и подкреплено многоуровневой системой страхования профессиональной деятельности, которая позволяет возместить людям, понесшим финансовые потери по вине нотариуса, любой ущерб. Первая ступень – индивидуальная страховка нотариуса. При недостаточности суммы, на которую застрахован нотариус, подключается коллективное страхование нотариальной палаты. В случае недостаточности страхового возмещения вред возмещается за счет личного имущества нотариуса. И, наконец, в случае необходимости покрытия особо крупного ущерба существует специальный компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты. Правда, таких случаев, когда пришлось бы прибегать к услугам этой системы страхования, в Челябинской области не было. Это говорит об уровне наших специалистов.

Exit mobile version