О любви, свободе и судьбе. В Магнитогорском театре оперы прошла премьера «Кармен» Жоржа Бизе

Одна из самых известных в мире опер – очень значимая страница жизни нашего театра, именно с этой постановки он начинал свою историю, пишет сайт “МР-инфо”. Первой Кармен магнитогорской сцены была заслуженная артистка России Валентина ОЛЕЙНИКОВА.

Нынешняя «Кармен» – третья в истории магнитогорской оперы. Над ней работала мощная команда постановщиков во главе с известным московским режиссером Аллой ЧЕПИНОГА, чьи спектакли уже увидели свет на сценах многих театров России, включая Мариинский и Новую оперу. Магнитогорцам Алла Валерьевна известна также по мюзиклу Кима БРЕЙТБУРГА «Парижские тайны», премьера которого состоялась в прошлом сезоне.

Над сценографией и костюмами «Кармен» работала известный художник Виктория ХАРХАЛУП, выпускница и преподаватель Школы-студии МХАТ, постановщик большого числа спектаклей на сценах многих городов России, лауреат престижных премий. Среди постановщиков также главный дирижер Магнитогорского театра оперы и балета Эдуард НАМ, главный хормейстер театра Татьяна ПОЖИДАЕВА и главный балетмейстер Юлия ЛОГИНОВА. Для каждого из них работа над постановкой стала временем большого творческого поиска.      

О любви, свободе и судьбе. В Магнитогорском театре оперы прошла премьера «Кармен» Жоржа Бизе

– «Кармен» – один из самых популярных спектаклей в мировой оперной литературе, – говорит директор театра оперы и балета Илья КОЖЕВНИКОВ. – Неслучайно, когда открывался театр оперы в Магнитогорске, выбор пал именно на него. Поэтому вполне понятны наши волнение и трепет перед премьерой новой постановки. Мы вкладываем в этот спектакль много смыслов и хотим показать, чего достиг театр за 27 лет существования.

За эти годы сменилось несколько поколений артистов, износилось несколько комплектов костюмов для «Кармен», многое изменилось и в самом восприятии содержания оперы, а потому пришло время для ее нового рождения.   

– Для меня очень важно, чтобы действие было максимально правдоподобным с точки зрения логики происходящего, – говорила Алла Чепинога на пресс-конференции накануне премьеры. – У каждого персонажа на сцене должны быть своя логика и свой характер. И когда каждый из них начинает действовать, тогда создается жизнь на сцене. Для меня музыкальный театр – это, в первую очередь, театр, а «музыкальный» звучит, скорее, как прилагательное. На премьере эта опера провалилась – многие об этом слышали. Причина в том, что она имеет большую игровую основу, и здесь очень важно, чтобы драматургия и взаимоотношения персонажей были реалистичными. Это первая народная драма, в которой есть также мистическая тема – тема карт, судьбы. Эти два несопоставимые внутри одного произведения направления вдруг соединились, и тогда для публики это оказалось совершенно неприемлемым. И только театр может нам позволить эти два разных пласта жизни объединить. Дирижер-постановщик Эдуард Вилорьевич Нам помогал мне создавать театр, а не творить оперу, и для меня это очень ценно.   

Для режиссера было гораздо важнее не то, все ли персонаж сделал на сцене, а то, не перестал ли он существовать на ней. Пристальное внимание Алла Чепинога уделяла тому, чтобы сценическая интерпретация произведения не противоречила авторскому замыслу и жанровой природе трагедии. В результате артистам удалось глубже раскрыть образы оперы, и в этом смысле «Кармен» обрела новое дыхание на магнитогорской сцене.

О свежем звучании роли Хозе размышляет ее исполнитель Вадим СТАРОДУБЦЕВ:

– Многие не сразу обретают свое место в жизни, ищут себя в разных сферах, и мой персонаж также несколько раз меняет свою жизнь. Это человек любящий, в своем желании обрести счастье он идет на все. Я думаю, что Хозе – жертва обстоятельств, поступить иначе в финале оперы он не мог.

Изменения претерпел и образ тореадора Эскамильо, партию которого как в предыдущей, так и в новой постановке поет Сергей МУРТАЗИН, в рамках международного сотрудничества театра исполнявший ее и на итальянской сцене.

– Сейчас образ стал, как мне кажется, ближе к реальности. Я как-то был в Испании и видел корриду, я понял, что коррида «пахнет» цирком. Тореадор глумится над жизнью, над своей судьбой, – говорит певец.

Впервые в главной роли в опере Бизе выступила Эльза ТИМЕРБАЕВА – самая необычная Кармен на нашей сцене с точки зрения вокальной партии.

– Для меня предложение о роли Кармен стало большой неожиданностью, – говорит певица, – все-таки это знаковая партия для меццо-сопрано, а я, хоть и драматическое, но сопрано. Но, спасибо композитору за то, что он написал второй вариант этой партии, который звучит выше – его вы и услышите в моем исполнении.

Появились в опере и новые персонажи.

– Я бы не хотела их как-то интерпретировать и давать им название, потому что каждый зритель должен определить их для себя сам, – убеждена Алла Чепинога. – Есть среди них и маленькая девочка с абсолютно белыми волосами. Возможно, это и не прообраз Кармен в детстве, а, может быть, это следующая Кармен или вовсе инфернальный персонаж. Каждому зрителю здесь будет, о чем подумать. Эта опера сложна, здесь есть разные смысловые пласты. Тема рока, судьбы в опере «Кармен» когда-то очень сильно запала в душу Петра Чайковского, и если бы не было «Кармен», не было бы и «Пиковой дамы», эти оперы очень похожи, в них звучит вопрос о том, имеем ли мы право поменять судьбу или все предрешено.     

Многие решения спектакля рождались в дискуссиях, которые сознательно провоцировала режиссер, ведь именно в дискуссиях иногда рождается что-то новое и интересное. Тем более, Алла Чепинога убеждена: артисты – люди с очень богатым внутренним миром, и со временем все чаще прислушивается к их пониманию сценических образов.

Дирижер-постановщик Эдуард Нам провел большую работу над музыкальной частью спектакля, в том числе, исследовательскую. «Кармен» идет на русском зыке, и из пяти существующих переводов текста оперы с французского выбрали тот, который наиболее удобен для исполнения и логичен. Были открыты многие купюры, например, в спектакле теперь есть хор мальчиков в начале первого действия – на магнитогорской сцене он ранее никогда ранее не присутствовал. В исполнении сцены участвует хор мальчиков «Соловушки Магнитки» под руководством Веры КОЖЕВНИКОВОЙ. В целом спектакль теперь идет почти в том же объеме, в котором его задумывал автор.    

Юлия Логинова, в качестве хореографа-постановщика работавшая над музыкальным спектаклем «Горячие сердца», впервые занималась постановкой оперы. В творческом тандеме с режиссером родилось немало ярких идей, которые прошли через сито обсуждения и отбора. В результате артистам пришлось несколько отойти от канонов классического балета, дабы создать на сцене таинственно-мистическую атмосферу. Вовсе не второстепенную роль играет в спектакле и театральный хор, артисты которого активно вовлечены в сценическое действие и вновь демонстрируют высокое профессиональное мастерство.   

Премьера «Кармен» с аншлагом прошла 24, 25 и 26 ноября, следующие показы оперы состоятся 31 января и 1 февраля.   

Exit mobile version