Поистине монументальные работы автора Талгата МАСАЛИМОВА «К истокам» – это буйство красок, самобытность, национальный колорит и возможность по-новому взглянуть на привычные башкирские пейзажи, орнаменты и сюжеты.
– Войлок – это мое детство, и моя работа в этой технике началась, потому что друг вспомнил, как валяли войлок в нашей деревне, и мне самому захотелось это попробовать. Потом начали заниматься со студентами, мы организовывали выездные семинары по войлоку, учились у бабушек, которые еще были живы в то время, и они у нас учились, – рассказывает заслуженный художник России и Республики Башкортостан – Мне хотелось бы, чтобы на этой выставке зрители всматривались внимательнее, потому что войлок – это наша история.
Сам автор родом из многодетной семьи – их было семеро, пишет сайт “МР-инфо“. Он вспоминает свою мать, которая часто пела, работая по дому, и отца-ветеринара, который обслуживал 8 деревень. В их доме всегда было многолюдно, и отец, говоривший на татарском, башкирском, чувашском, украинском, русском, легко находил общий язык со всеми. Именно в семье Талгат Масалимов получил первые навыки художественного творчества, и до сих пор хранит теплые воспоминания о детстве – том времени, где можно найти ответы на многие вопросы.
– Войлоковаляние – это труд нелегкий, поэтому всегда коллективный, когда собираются соседи, родственники, у каждого своя роль, свои обязанности, поэтому это еще и воспитывающая процедура: там присутствуют и дети, они видят все, начинают включаться в народные традиции, – вспоминает автор. – В те времена войлок валяли почти все, в деревне в основном были многодетные семьи, и мы росли на этих войлоках. Войлоки были на полу, на стене, и это в нашей крови, наверное.
Сохраняя традиционные принципы мокрого валяния, Талгат Масалимов использует и современные техники сухого валяния, и современные красители, которые дают необыкновенно яркие цвета. Сразу в двух залах второго этажа МКГ расположились более 60 ярких войлочных панно в уникальном авторском стиле.
– Многие художники пытались и сейчас пытаются взять за основу своего творчества этнические мотивы, уловив интерес публики, тренд. Но такие образы не появляются из ниоткуда, если ты на этом не вырос, в тебе этого нет. Тогда получается искусственно, – считает Талгат Хасанович. – Картина, даже хорошо написанная, правильно написанная, оказывается, должна еще и убеждать. Мы вторгаемся в область эмоций, где, я уверен, надо осознанно допускать некую таинственность. Не трогать, чтобы дать возможность удивиться красоте. Если такое есть – хорошо, если нет – это просто ремесло.
В работах сплелись воедино и впечатления автора о природе родной Башкирии («Инзер. Зубчатки», «Бурзян», «Иремель. Камни»), и натюрморты, и народная башкирская культура – легенды («Семь девушек», «Сак-Сок», «Шурале»), национальные праздники, многоцветье традиционных орнаментов, детские воспоминания. И фактически каждую из этих тематик Талгат Хасанович переводит на язык условностей, выводит на более высокий уровень – в мир символов, где женщины предстают прообразами стихий, где свершается круговорот традиций, где каждый, кто жил когда-то, становится контуром, тенью над бесконечным бегом волн ковыля в степи, переходя во вневременную плоскость. И летит над этим всем звон копыт степных коней.
– Сюжеты – это то, что нас окружает. Вот земля, вон – небо, –просто поясняет автор. – Тут легенды, тут песни – мне они нравятся. Это – основа изобразительного, прикладного искусства, они с музыкой очень взаимосвязаны. Иногда чисто случайно с кем-то поговоришь о чем-то, подтверждение каким-то своим мыслям находишь – долго сюжеты искать не нужно, все рядом.
Войлочные панно – не основное направление его художественной деятельности, Талгат Хасанович – график и живописец, в свое время он окончил художественно-графический факультет БГПУ им. М. Акмуллы и с 1982 года преподает здесь. В технике войлоковаляния он работает с 1994 года, внес огромный вклад в развитие и продвижение этого вида народного творчества. С 2003 г. он является организатором технической лаборатории по возрождению и развитию традиционной техники войлочного валяния, с 2005 г. – руководитель Центра художественного войлока при БГПУ с плановым обучающим процессом. На протяжении 20 лет Талгат Масалимов является инициатором, автором и куратором специальной республиканской программы по возрождению традиционной техники войлочного валяния, в рамках которой в республике Башкортостан проводятся ежегодные семинары-практикумы.
– Занимаясь войлоком, я утвердился сильнее в том, что все художественные направления живут параллельно, проникая друг в друга и помогая друг другу. Здесь нужен и рисунок, и цвет, и композиция, поэтому, естественно, в отличие от народного войлоковаляния, это – профессиональное декоративно-прикладное искусство, – говорит он.
Талгату Масалимову прекрасно удается совмещать творчество и педагогическую деятельность. В преподавании придерживается не только роли наставника и советчика, но и учится у молодых – происходит органичный взаимообмен. Ученики зачастую помогают в создании монументальных авторских работ.
– Талгат Хасанович – художник-универсал, который создает уникальный стиль работы различными знаками и символами, отражающими человеческие фантазии, зачастую использует язык условности и изображает нечто отдаленно напоминающее знакомые предметы, чтобы передать истинную суть вещей, – характеризует автора куратор выставки – научный сотрудник выставочно-просветительского отдела МКГ Ульяна ПУСТОШИНСКАЯ.
Директор Магнитогорской картинной галереи Юлия КРИВОШАПКО выразила огромную благодарность художнику за предоставленные работы, за мастерство и стремление сохранить национальные культурные традиции, ведь без сохранения истории невозможно будущее. Юлия Петровна пожелала мастеру здоровья, дальнейших успехов, больше талантливых и трудолюбивых учеников.
Поздравил с открытием персональной выставки в Магнитогорске Талгата Масалимова и председатель Магнитогорского отделения Союза художников России Эдуард МЕДЕР. Он напомнил о тесных связях, которые объединяют художников Магнитки и Уфы и о том, что появление работ башкирских авторов в нашем выставочном пространстве – всегда событие.
– Ощущение от этой выставки удивительные, – отметил Эдуард Медер. – Феерия цвета, огромный масштаб. Автор выходит далеко за пределы национально-этнического содержания, настолько далеко, что здесь присутствуют аллюзии даже на древнегреческие краснофигурные вазы, конечно, не буквальные, но охват тем совершенно гигантский. Очень интересно наблюдать, как, изначально по сути своей декоративно-прикладное, его искусство благодаря расширению сюжетных возможностей вдруг превращается в искусство станковое, даже более того – монументальные картины. Изумляет глубина вживания в тему, широчайший охват и трудолюбие автора, ведь эта технология достаточно трудоемка, и меня с профессиональной точки зрения это восхищает.
Эта выставка проводится в рамках Года национальных культур. Увидеть по-настоящему теплые работы художника из Уфы магнитогорцы смогут до 11 декабря, и эта экспозиция станет прекрасной возможностью прочувствовать культуру соседнего региона и очароваться авторским взглядом мастера.